БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, БУДЬТЕ С «ЧАЯНОМ»!

Как-то «Казанские ведомости» объявили конкурс на лучшую идею памятника и на название для новой улицы. Один веселый гражданин предложил поставить в столице монумент «Чаяну» и назвать в его честь улицу или, в крайнем, случае тупик. «Этот журнал – настоящий бренд нашей республики, наряду с Татнефтью, КамАЗом, «Ак Барсом» и «Рубином», – писал он. – Мечтаю, чтобы на столе каждого татарстанца были чай, чак-чак и «Чаян»!». Увы, креативная идея не нашла поддержки в чиновничьих головах. А жаль!

Тем не менее, «Чаян» – настоящая легенда, живая история, журнал, известный каждому татарстанцу. «Вы создаете нужный народу журнал. Читаем «Чаян» всем селом от корки до корки», — писал в редакцию житель Больших Кайбиц Радик Гирфанов. «Читаю «Чаян» и имею от этого пользу несомненную», – признавался первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. А Владимир Владимирович Путин, как-то распекая нерадивого чиновника, бросил в сердцах: «Чтобы я этого чаяна, больше не видел!». Это ли не всенародное признание!

 Но если серьезно, то «Чаян» – один из старейших изданий не только республики, но и страны. Выходящий с 1923 года, он единственный в мире юмористический журнал на татарском языке. В своем творчестве чаянисты опираются на богатые традиции народного юмора, демократической и сатирической журналистики, заложенные еще великим Тукаем.

У чаяновских истоков стоял первый редактор, писатель и драматург Фатхи Бурнаш. Большой вклад в формирование журнала внесли классики литературы М. Гафури, Г. Ибрагимов, Г. Камал, Ш. Камал, первые татарские карикатуристы Г. Арсланов и Г. Мансуров.

С первых номеров чаяновские материалы остро и принципиально средствами сатиры и юмора боролись с бюрократизмом, волокитой, взяточничеством, бесхозяйственностью, разгильдяйством, пьянством, рвачеством и кумовством.

В довоенные годы в журнале активно работали уже представители татарской советской литературы – М. Амир, С. Баттал, Г. Баширов, Н. Баян, М. Будайли, М. Джалиль, А. Исхак, Ф. Карим, А. Кутуй, К. Наджми, Х. Такташ. Свои карикатуры публиковали художники: М. Ахметгалиев, И. Бобровицкий, Г. Мансуров, П. Новичков, Г. Поляков и другие.

С началом Великой Отечественной войны издание журнала прекратилось, но во фронтовых газетах на татарском языке были уголки «Чаяна». Таким образом, «Чаян» тоже внес свой вклад в Великую Победу.

Выпуск журнала возобновился в декабре 1951 года. А с 1956 года он стал выходить на двух языках – татарском и русском. Это был принципиально новый этап в истории «Чаяна». Именно тогда он стал изданием поистине всесоюзным. В те годы в журнале трудились С. Бахтиаров, М. Амир, С. Оффенгенден, Г. Паушкин, А. Яхин. Страницы журнала украшали карикатуры А. Ахмадеева, Х. Ахметжанова, И. Бобровицкого, Э. Гельмса, П. Григорьева, Э. Дышаева, Л. Ельковича, В. Игнатьева, П. Новичкова, Г. Огородникова, Б. Старчикова, И. Хантемирова.

В начале 60-х годов на страницах «Чаяна» публиковались карикатуры Константина Васильева. Именно в этом журнале непризнанный тогда художник нашел возможность проявить себя как сатирический график, а чаяновские гонорары были подспорьем в его нелегкой жизни.

Высокую творческую планку, заданную мэтрами, в 70-е – 80-е годы поддержало новое поколение казанских художников:  Л. Насыров, Т. Фаизов, А. Алешин, А. Шульпинов, С. Привина, В. Бибишев, В. Феоктистов, Р. Абзалов, С. Фаттахова, И. Азимов, С. Андрианов, Е. Хитрова, А. Мамаев, братья Хакимовы.

Чаяновская школа карикатуры признана не только «от Москвы до самых до окраин», но и за рубежом. Мастера веселой графики регулярно участвуют в престижных международных конкурсах и выставках, шутя, становясь лауреатами и победителями.

Особый период в истории журнала связан с именем Альберта Яхина – талантливого журналиста, организатора, ученого и незаурядного человека. Он руководил редакцией тринадцать лет – с 1962 по 1975 год. В эти годы он создал «золотую команду» чаянистов. Под его руководством трудились: Б. Бронштейн, В. Луценко, М. Хузин, В. Седых, Р. Хазиев, Ф. Шафигуллин, Р. Смирнов, Д. Гисметдинов, Р. Хамид, А. Потапов, П. Шаграй, Зульфат. Это были настоящие творческие личности в журналистике и литературе!

Более трех десятков лет редакцию возглавлял Рашит Закиев. С ним чаянисты прошли застой и перестройку, лихие девяностые и тучные нулевые. В непростые для всей страны годы он смог сохранить журнал и передать его своим последователям.

В наши дни «Чаян» продолжает занимать свое уникальное место среди СМИ республики и страны. При поддержке республики он продолжает выходить, радуя своих верных читателей.

За девять десятилетий – от Володи до Володи, от Ленина до Путина – «Чаян» отразил все изгибы и перегибы нашей непредсказуемой истории. Какие только персонажи ни обнаружишь в номерах прошлых лет! В разное время в клешни «Чаяна» попадали буржуи и кулаки, враги народа и безродные космополиты, стиляги и самогонщики, фарцовщики и бюрократы, не говоря уж об империалистах, расистах, сионистах и прочих колонизаторах.

Но при всей идеологизированности, а «Чаян» долгие годы был органом Татарского Обкома КПСС, «скорпионовы братья» всегда оставались верны своему главному принципу: смеясь над несовершенством человека и бичуя пороки общества, улучшать нравы, давая читателю надежду на добро и справедливость. И сегодня небольшой коллектив журнала и его многочисленные авторы своей смехотворной работой подтверждают это.