Научно-популярные СМИ выживут, если приспособятся к новой реальности

Научно-популярные СМИ выживут, если приспособятся к новой реальности

В СССР подписка на газеты и журналы пользовалась огромной популярностью: на розницу приходилось только 40 процентов рынка, а большая часть печатной прессы распространялась по подписке. Несколько поколений советских людей выросли на научно-технических изданиях «Наука и жизнь», «Юный техник», «Техника-молодёжи»… Многие из них существуют до сих пор, но былой славы не имеют: многие так и не перешли на электронный формат, к тому же современной молодёжи об этих журналах известно очень мало. Будущее научно-популярных и технических СМИ стало предметом экспертного обсуждения в пресс-центре «Парламентской газеты».

Нулевая ставка НДС спасёт технические СМИ

Сегодня потребность рынка труда в инженерах и работниках научной сферы очень велика. Который год в обществе идёт дискуссия о развитии профориентационной работы в школе, проведении практики для молодёжи в лабораториях и на заводах, мерах по популяризации научно-технических специальностей… Между тем, чтобы наука в стране развивалась, ей нужна «питательная среда». Чтобы в стране были учёные и инженеры, должны быть СМИ, которые с юности увлекают молодых людей достижениями науки и устройством технических разработок. «Сейчас же научно-популярные и технические СМИ поставлены в условия выживания, — рассказывает главный редактор журнала «Наука и жизнь» Елена Лозовская. — Ставка НДС в 10 процентов для нас губительна, ведь рекламы в научно-популярных изданиях по определению очень мало», — пожаловалась она.

По словам эксперта, доля рекламы в технических СМИ, как правило, не превышает 10 процентов, что, конечно, не сравнится с женскими или общественно-политическими журналами. В таких условиях выжить «золотому фонду» российских научно-технических изданий поможет нулевая процентная ставка НДС, предлагает Лозовская. Солидарны с ней и законодатели: по мнению председателя Комиссии по информационной поддержке инновационной деятельности и по совершенствованию законодательства, направленного на привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики рабочей группы при председателе Госдумы Антона Ищенко, этот вопрос требует тщательного рассмотрения.

Розница выгоднее подписки

Другая проблема, с которой сталкиваются научно-технические издания, — отсутствие средств у библиотек на то, чтобы выписывать издания, как раньше. Ситуация усугубляется ещё и тем, что библиотеки закупают газеты не у издательства напрямую, а у посредников, которые могут завышать стоимость продукта вдвое. «Так, наш журнал «Юный техник» стоит чуть больше 200 рублей, — говорит главред издания Александр Фин. — Так вот, из-за посредников его цена возрастает до 450 рублей». Он полагает, что если бы от библиотек выступал единый заказчик, стоимость периодики снизилась бы в разы. Кроме того, эксперт считает, что необходимо менять порядок формирования библиотечных фондов.

Между тем министерствам и ведомствам не всегда известно о том, какие именно библиотеки нуждаются в поддержке: единого реестра опять же нет. На данный момент в стране работает 39 тысяч библиотек, но только за последний год их закрылось более тысячи.

Ещё одна проблема — почтовый тариф на доставку периодики, он составляет не менее пятидесяти процентов от стоимости продукта, объясняет председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы Вячеслав Керов. Таким образом, итоговая цена издания для подписчиков включает в себя и доставку, и комиссию посреднику. Керов предлагает предусмотреть целевые средства из бюджета на подписку научно-технических газет и журналов. «Кроме того, если вернуть «Почте России» дотации, которые были до 2014 года, цена подписки снизится», — поясняет гость редакции.

Спрос поднимут электронные ресурсы

Невыгодность подписки приводит к тому, что многие издания закрывают свои печатные версии. Так, к примеру, произошло с журналом «Изобретатель и рационализатор». Теперь его материалы можно найти только на сайте. Впрочем, в Минкосвязи убеждены, что научно-популярным и техническим СМИ как раз и нужно сосредоточиться на развитии своих электронных ресурсов. «Государственная поддержка не сможет спасти, если они не будут развивать собственные сайты, разрабатывать приложения для гаджетов», — комментирует ситуацию заместитель начальника отдела печатных изданий и полиграфии Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи РФ Дмитрий Буневич. Он отмечает, что современной молодёжи важно не только качественное содержание, но и продуманный дизайн. Визуализация могла бы стать «изюминкой» технических изданий — всегда интересно посмотреть, как устроена ракета или аппарат, поддерживает его заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Алёна Аршинова.

По мнению экспертов, если хотя бы часть из этих предложений будет реализована, спрос на научно-популярные и технические журналы и газеты возрастёт в разы. «Дополнительной мерой поддержки могло бы стать создание списка рекомендованных изданий для школьных и вузовских библиотек», — резюмирует депутат Антон Ищенко.

Источник
Jurdom