«Новая газета» планирует закрыться, и это может стать большой проблемой для власти

Сегодняшние СМИ заполнены различными комментариями в связи с заявлением главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова о возможном закрытии издания в мае с.г. Накануне в московском Домжуре на медийном форуме Союза журналистов России он впервые заявил о такой перспективе. Я участвовал в этом заседании и, признаюсь, с большим огорчением воспринял озвученную главредом новость. Как написала газета «Коммерсантъ», аргументы Д.Муратова о необходимости закрытия газеты – следующие: «Что еще делать, когда на рынке уничтожена конкуренция, реклама стала платой за лояльность, киосковые сети разоряются, арендная плата растет, а лояльные СМИ поддерживаются дотациями государства…выручка АНО «Редакционно-издательский дом «Новая газета»» в 2013 году составила 123,9 млн руб., чистый убыток — 11,4 млн руб. Тираж одного номера «Новой газеты» составляет 227 тыс. экземпляров». (Правда, не понятен уровень реальных продаж и возврата тиража).

Я согласен с Д.Муратовым, что именно экономика в данном случае является определяющим фактором в кризисе издания. И «Новая газета» не одинока. Буквально накануне было объявлено о закрытии журнала «Автомобили и цены». А несколько ранее об уходе с рынка сообщили «Секрет фирмы», «Афиша-еда», «Афиша-Мир». Другие издания перешли на более экономный режим работы – меняется полосность или сокращается количество выходов (журналы «Сноб», «Руский репортер», «Интервью»…).

В части «Новой газеты» эксперты указывают на политическую составляющую её проблем. Так, например, «Коммерсантъ» написал, что, по мнению главного редактора «Аргументов и фактов» Николая Зятькова, «»Новой газете» сложнее, так как «наслаивается политическая ситуация». Сейчас оппозиционные издания не востребованы, их тиражи не растут так, как этого ожидали, общество консолидируется вокруг власти, поэтому вряд ли «Новой» удастся значительно нарастить аудиторию».

Д.Муратов возражает оппонентам, говоря, что высокий тираж печатной версии и трафик посещаемости на сайте газеты не свидетельствуют о том, что читатель отворачивается от издания. Правда в том, что все российские СМИ переживают трудные времена из-за ограничений по рекламе, роста цен на бумагу и полиграфические услуги. Заместитель министра связи А.Волин недавно заявил по этому поводу, что если ситуация с рекламой и ценами на бумагу не изменится, то страна потеряет половину печатных СМИ.

Какие могут быть решения у этой глобальной проблемы? Безусловно, нужна добрая воля правительства и Госдумы в части помощи СМИ, прежде всего, в области снятия неумных запретов на рекламу алкоголя и табака в прессе и продажу табачных изделий в киосках прессы. Важно обуздать неумеренные аппетиты бумагопроизводителей в получении сверхприбыли. И делать это надо не репрессивными методами, а экономическими – механизмов здесь множество.

Второе направление возможных мер отражается в известной формуле «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Это означает, что редакция должна меняться, идти вслед за изменяющимся информационным спросом потребителя, оптимизировать ценовую политику и создавать новые издательские проекты, как на бумаге, так и в цифре. И об этом шел разговор 12 марта в Центральном Доме журналиста на медиафоруме «2015 год. Возможности и угрозы для прессы», проходившем с участием издателей и главных редакторов региональных СМИ. На этом мероприятии мне понравились выступления представителей из Атайского края и Иркутска о предпринимаемых ими усилиях по выживаемости в условиях кризиса. Надеюсь, что коллега Муратов их услышал.

Кстати, в международном медиасообществе сейчас всё большую популярность приобретает потребителькоцентричная концепция СМИ в отличие от рекламоцентричной (т.е. все доходы – от рекламы), которая преобладала до последнего времени. Лозунг для печатных СМИ сегодня простой: изменись или погибнешь!

И наконец, есть ещё один аспект у судьбы «Новой газеты». Это необходимость поддержки со стороны властей. Во многих европейских странах правительственные структуры имеют специальные программы финансовой помощи оппозиционным газетам (см. книгу «Зарубежный опыт поддержки печатных СМИ»). Всё это делается для того, чтобы сохранить плюрализм мнений в обществе. Субсидии получают газеты не правящих партий, а оппозиционные издания. И это очень важная политика у дальновидной власти.

Несколько лет назад я был в Вашингтоне, где туроператор организовал нам экскурсию к Белому дому. Непосредственно напротив резиденции президента США, сразу за оградой была разбита палатка, в которой на долгие дни и ночи поселился оппозиционер. Палатка и плакатики рядом с ней были расписаны лозунгами о том, что главным террористом планеты является хозяин Белого дома, и что именно президент США должен быть судим мировым сообществом за эпидемию терроризма в мире. Там много чего было ещё интересного про президента и американскую власть. Туристы с удовольствием фотографировались на фоне оппозиционера и палатки. Позднее нам гид сообщил, что госдеп оказывает финансовую помощь этому оппозиционеру. Мы поразились такому парадоксу, но, если вдуматься, этой политике, в которой, конечно, есть много показушного, в разумности не откажешь. Хотя в нынешних условиях ожидать такого подхода со стороны российских властей к оппозиционным СМИ ожидать не приходится. 

PlanetaSMI