«Новый телевизор»: как журналисты захватывают русскоязычный YouTube

Русскоязычная версия YouTube появилась в 2007 году. Как и в версиях платформы на других языках, сначала ее заполнили развлекательные пользовательские видео с котиками, песнями и шутками. В последние три года все изменилось – на российский YouTube пришли и завоевали успех известные журналисты. Ютьюб-журналистика постепенно оформляется жанрово, стилистически, финансово. Получается ли у YouTube в России быть полноценной журналистской площадкой?

«Однажды наша съемочная группа ездила в Штаты, и один американец, у которого мы брали интервью, никак не мог успокоиться и все переспрашивал: «Как это журналист делает репортажи для ютьюба? Как это у вас почти миллион подписчиков? Я не верю», – рассказал IJNet Вячеслав Варфоломеев, диджитал-продюсер ютьюб-канала «Редакция», запущенного журналистом Алексеем Пивоваровым в марте 2019 года.

По словам Варфоломеева, они ожидали, что проект будет успешным, но никто не мог предположить, что он взлетит настолько быстро. Уже спустя год после запуска Алексей Пивоваров гордо демонстрировал в своем аккаунте в твиттере «золотую кнопку» YouTube – больше одного миллиона подписчиков. Сегодня «золотыми кнопками» могут похвастаться журналисты Юрий Дудь (вДудь), Ирина Шихман (А поговорить?) и Ксения Собчак.

На вопрос, ради чего журналисты в России приходят на YouTube, ответ всегда один – «по понятным причинам»: ради отсутствия цензуры, ради свободы и возможности делать качественную журналистику, которую невозможно делать на обычном телевидении. Основные правила, которым подчиняются на этой платформе журналисты, – это международные правила, одинаковые для всех авторов. В частности, возможность монетизации ролика зависит от содержания и деликатности темы.

Пионер ютьюб-журналистики Юрий Дудь говорил в интервью GQ, что «телик в России окончательно умер», а людям думающим «хочется смотреть более свободный, гораздо менее скованный, чем на ТВ, контент». Дудь первым доказал, что у аудитории российского YouTube есть спрос на журналистский контент: она готова смотреть полуторачасовые беседы спортивного журналиста (Дудь – бывший главный редактор, а сейчас замгендиректора Sports.ru,) с совершенно разными известными людьми. Дудь пришел на YouTube в 2017 году, чтобы отточить навыки интервью, и в итоге стал одним из самых популярных блогеров и интервьюеров в стране.

Кто это смотрит?

Профессиональный контент на YouTube востребован у пользователей по всему миру. Видео становятся длиннее, разнообразнее и качественнее. По данным Deloitte, в России YouTube – самая популярная платформа для потребления видеоконтента, а в производство профессионального контента на этой платформе начали органично вписываться журналисты. По словам Ильи Овчаренко, продюсера канала «Парфенон» с Леонидом Парфеновым, на западе аудитория в основном потребляет журналистский видеоконтент через платные сервисы, такие как Hulu, Netflix, Amazon Prime: «Если вы откроете Netflix и найдете там Patriot Act, вы увидите тот же ютьюб в крутом качестве и с абсолютно актуальной повесткой. У нас сейчас нет привычного телевидения, на котором такое можно делать», – рассказал IJNet Овчаренко. В России, согласно исследованию Deloitte, за видеоконтент платят всего 11% жителей страны.

Спрос на качественные и важные по содержанию видео растет за счет увеличения более взрослой аудитории: она приходит на YouTube в поисках разнообразия и свободы, и аудитория платформы взрослеет и начинает интересоваться более серьезными темами. Илья Овчаренко отметил, что с появлением Леонида Парфенова на YouTube были связаны амбиции привлечь аудиторию постарше. «Мы открыли новое направление – «взрослый ютьюб», и уже после начали появляться другие «взрослые» проекты, – заявил Овчаренко. – У люксовых рекламодателей – недвижимость, автомобили и так далее – до нас не было места на ютьюбе, куда они могли вложить деньги. А теперь есть».

Около 27% аудитории канала – люди 35-45 лет, то есть самая актуальная для рекламодателей возрастная группа.

Какие журналистские форматы работают на YouTube?

Первый громкий журналистский успех на YouTube состоялся благодаря мастерству интервьюирования. После Юрия Дудя жанр интервью захватил YouTube, и скоро появились близкоформатные проекты с профессиональными ведущими, такие как «А поговорить?» с Ириной Шихман, собственный канал Ксении Собчак и «Ещенепознер» с Николаем Солодниковым, который еще два года назад заявил, что «ютьюб окончательно победил телевизор».

На телевидении журналист загнан в рамки определенного формата и жанра передачи, в которой он задействован. На YouTube журналист волен сам выбирать, как он расскажет историю, главное – «упаковать» контент под своего зрителя. Например, у Леонида Парфенова сразу два шоу: привычный блог и документальный сериал «Намедни». Документальные фильмы на YouTube также делают Ирина Шихман, Юрий Дудь, Алексей Пивоваров.

По словам Варфоломеева, организаторы проекта пришли к другим журналистским форматам. В первых выпусках программы были главные герои, но Алексей с героем беседовали не в студии, они разъезжали по разным местам, разговаривая по пути. В итоге «Редакция» отошла от личностных интервью, и сейчас каждый выпуск посвящен отдельной теме или проблеме. «Ничего радикально нового мы не придумали, – уточняет Варфоломеев, – но мы поставили на конвейер формат больших журналистских репортажей».

Кроме таких часовых репортажей-фильмов, «Редакция» делает еженедельный дайджест новостей. YouTube оказался удачной площадкой для публикации обзоров событий за неделю. Такие новостные дайджесты представляют на своих каналах, например, Ксения Собчак и главный редактор журнала Esquire Сергей Минаев.

С разнообразием возможностей для производства контента и относительной свободой журналистский YouTube все больше напоминает телевидение. «Я считаю, что ютьюб в ближайшие три-четыре года получит все те форматы, которые в свое время получило телевидение 90-х годов, то есть ток-шоу, мини-сериалы, развлекательные шоу, – говорит Илья Овчаренко. – По большому счету мы получим телевидение on demand».

Источник: ijnet.org/ru