Почему понятие «толерантность» между народами неприменимо к России и означает регресс. Объясняет председатель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге

DSC00076Материалы KazanFirst были номинированы на конкурсе «СМИротворец» и были отмечены наградой. Конкурс проводится с 2008 года по инициативе Гильдии межэтнической журналистики, где председательствует Маргарите Лянге. «СМИротворец» определяет лучшие работы, освещающие темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурного развития. Он проводится в два этапа, сначала работы отбираются внутри федеральных округов. Затем журналисты, занявшие первые места, попадают в шорт-лист и участвуют на втором, уже всероссийском конкурсе.

Работы в одном федеральном округе, как правило, отбирает жюри, состоящее из экспертов другого федерального округа. География проведения конкурса каждый год меняется, в этом году — Самара, в прошлом году — Нижний Новгород. Работы Поволжского округа выбирали жюри из Кавказского округа. В следующем году организаторы надеются провести конкурс уже в Казани.

KazanFirst занял второе место в Поволжском федеральном округе в номинации «Интернет». Жюри конкурса выделила статьи KazanFirst: «Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины» и «Как эффективно выстроить отношения между мусульманским сообществом, светскими учеными-исламоведами и журналистами».

________________________________________

KazanFirst — единственное частное СМИ из Татарстана, победившее в конкурсе.В нём также победили журналисты из государственных СМИ, занявшие третьи места: ГТРК «Татарстан» с телефильмом  «Елабуга. Полет художников» под авторством Айрата Бикбулатова и журнал «Татарстан» со статьями «Обойдемся без крови» и «Песни из бабушкиного сундука» под авторством Ольги Туманской.

________________________________________

В интервью KazanFirst Лянге рассказывает, каких правил должен придерживать журналист, освещающий межэтнические отношения и почему понятие «толерантность» неприменимо по отношению к народам России.

IMG_0120

— Что такое межэтническая журналистика?

— Все признают, что есть политическая, спортивная и экономическая журналистика. Нужны определенные знания, чтобы освещать эти сферы нашей жизни. То же самое относится и к журналистике межэтнической. Её с наскока не возьмешь!

В советские времена межэтнические проблемы решались за счет жесткого административного ресурса. Сейчас настало другое время, когда они не могут быть решены без привлечения информационного пространства. А значит, без специалистов, которые способны грамотно говорить на эти сложные темы, мы обречены на бесконечные обиды и нагнетание конфликтной ситуации на ровном месте.

У нас в стране 193 народа, это значит 193 взгляда на жизнь, не говоря уже о языках и традициях. Сложно избежать недопонимания.

Но эти сложные ситуации и есть жизнь. Мы разные, у нас были и будут непростые моменты, которые необходимо спокойно, без истерики, без нагнетания, но и без замалчивания открыто обсуждать в обществе.

— Чем отличается журналист, пишущий текст, который скрепляет дружбу между народами, от журналиста, который разжигает рознь?

— От того как свою работу делает журналист, могут зависеть чьи-то жизни. Если начинаются столкновения на этнической почве, то могут погибнуть безвинные. Их кровь будет и на журналисте в том числе. Но провоцирующий конфликт материал, порой, появляется не нарочно. Не потому, что журналист подлец-провокатор. А потому, что просто не задумывается о последствиях, не знает предыстории конфликта. Он всего лишь хочет сделать яркий рейтинговый материал.

Подкованный в межэтнической тематике журналист видит подоплёку взаимоотношений между народами, может глубоко проникнуть в суть проблемы и адекватно рассказать о ее причинах. Он владеет знаниями в ретроспективе начиная с национальной политики в царской России и до наших дней. Ведь всё, что сейчас происходит, это продолжение нашей долгой истории. На протяжении более чем тысячи лет существования нашего государства мы всегда были многонациональной страной. Это нужно всегда держать в голове.

А высшая степень журналистского профессионализма в добровольном самоограничении. Силами сотен журналистов нашей Гильдии из разных регионов страны был создан Этический кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику в России. Мы его написали для себя, чтобы помнить, где та граница, которую не нужно переступать, чтобы не навредить обществу.

IMG_0125

— О чем ваш кодекс?           

— Он умещается на двух машинописных страницах и находится в открытом доступе на нашем портале

В частности, много спорят по поводу упоминания этничности в заголовках. Мы все прекрасно знаем, что как только в заголовке есть этническая принадлежность, то материал привлекает больше внимания и одновременно стимулирует межнациональную рознь. Профессионализм журналиста в том, чтобы сделать рейтинговый заголовок без нагнетания обстановки. Но в то же время есть случаи, когда обязательно нужно упоминать этничность. Например, если произошел конфликт между группами молодых людей четко дифференцированных по этническому признаку.

Мы должны рассказывать обществу о том, что с ним реально происходит и почему. Но рассказывать спокойно, не искажая действительность.

В кодексе мы постарались обозначить наиболее часто встречающиеся моменты. Соблюдение кодекса — дело сугубо добровольное. Я знаю, что сейчас уже многие редакции в разных регионах нашей страны коллективно принимают наш кодекс. Это меня радует. Я категорически против, чтобы соблюдение кодекса кому-то навязывали, говорили что-то типа: «Ну-ка, все построились!».

У нас есть очень хороший закон о СМИ, прекрасный Уголовный кодекс – они обязательны к исполнению. Все остальное, включая наш кодекс, дополнительные внутрикорпоративные инструменты для лучшего выполнения своих обязанностей перед обществом.

DSC00325

— Конкурс «СМИротворец» всероссийский, анализирует журналистские  работы из многих регионов нашей страны. Удается ли понять, в каком регионе нацполитика выстроена хорошо, а где нужно дорабатывать?

— Работать нужно везде, потому что все регионы многонациональны. Причем, чем интенсивнее развивается регион, тем больше в него идут  миграционные потоки, внутренние и внешние. Они начинают менять этническую картину внутри субъекта. Это всегда вызов. И неважно, где это происходит — на Камчатке или в Псковской области. Замечено, что чем богаче нефтью и газом какой-то регион, тем интенсивнее идут в нем все эти процессы.

Есть вещи, которые противоречат нашей многовековой истории, но нам пытаются их навязать извне. Например, демонизируют ислам. Но мы на эту провокацию не поддадимся. Не напрасно же мы столетиями искали и оттачивали приемы и механизмы, благодаря которым умудрялись жить мирно, спокойно и не резать друг друга по этническому или конфессиональному признаку. Я даже думаю, мы смогли бы этот наш уникальный опыт экспортировать не хуже газа или нефти. Это очень важный навык, которого у мира нет, а у нас есть. Главное, нам его не забыть, осознать, вербализировать и продвигать.

IMG_9994

— Что делается в сфере национальной политики на федеральном уровне?

— Есть стратегия государственной национальной политики, которая  определяет основные направления — к чему надо стремиться. Там обозначено с одной стороны создание единой гражданской российской нации при сохранении этно-культурной самобытности народов России. То есть наша общая гражданская идентичность ни в коем случае не отрицает этническую принадлежность каждого. У нас 193 народа — все родные, все свои.

— Ваше отношение к понятию «толерантность»?

— Этот термин для нас не слишком подходящий. Толерантность для нас — это две ступеньки назад по сравнению с тем, что мы смогли достичь в СССР и что обозначалось наивным на сегодняшний взгляд термином «дружба народов». Толерантность означает терпение, это первый шаг человеческих отношений: ты сначала терпишь, потом принимаешь и привыкаешь, начинаешь взаимодействовать и, наконец, доходишь до дружбы и любви, готовности перенимать черты друг друга. У нас между народами уже давно  взаимодействие и любовь. Поэтому толерантность — это для нас регресс.

Беседовал Ильнур Ярхамов
KZN_First