Подписка на прессу подорожает на четверть

Статья опубликована на сайте Ведомости
07 марта 2014 года

Pochta

 

С этого лета из-за увеличения тарифов «Почты России» газеты и журналы будут стоить подписчикам гораздо дороже, чем сейчас. Но подорожает подписка не в разы, как боялись издатели, а только на четверть, обещают чиновники.

 

 

Минкомсвязи согласовало рост тарифов «Почты России» на доставку подписных изданий, рассказали «Ведомостям» участники вчерашнего совещания у главы министерства Николая Никифорова. Конечная цена для подписчика вырастет на 18-70% в зависимости от региона, периодичности и веса издания, сообщил глава Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. «Почта считает тарифы, объявит их нам через неделю», — говорит он.

Средний рост подписной цены на одно издание по стране составит 25%, говорит замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. Подписка на региональные и районные газеты на год в среднем подорожает на 200-250 руб., на газету «Аргументы и факты» — на 500 руб., журнал «7 дней» и «Новую газету» — на 400 руб., «Коммерсантъ» и «Известия» — на 800 руб., говорит Волин (рост для первой тарифной зоны, на которую приходится 60% объемов подписки).

Вопрос с тарифами на подписку тревожит издателей с конца прошлого года, когда стало известно, что «Почта России» перестанет получать из бюджета субсидию в размере 3 млрд руб. За счет этой суммы предприятие удерживало подписные тарифы практически на уровне 2008 г. (при этом индекс потребительских цен за этот период вырос на 52%, по данным Росстата). Тарифы на подписку за последние шесть лет повышались лишь один раз, уточняет представитель «Почты», — на 7,5% при проведении подписной кампании на второе полугодие 2013 г.

Ежегодно предприятие тратит около 9 млрд руб. на доставку прессы и зарабатывает на ней только 3 млрд руб. На прошлой неделе крупнейшие издатели написали письмо президенту России Владимиру Путину, где пожаловались, что институт подписки на печатную прессу под угрозой уничтожения. Чтобы подписка была безубыточной, почте придется поднять тарифы в 2-3 раза, в результате подписные цены вырастут в 1,5-2 раза, опасались издатели. «Россию ждут массовые закрытия газет и журналов, разорение полиграфических предприятий», — предупреждали они главу государства.

На вчерашней встрече с ними Никифоров отметил, что по подписке через «Почту России» распространяется только 18% прессы. «Речь точно не пойдет о коллапсе индустрии», — успокаивает министр. Оськин говорит, что у ассоциации другие данные: через «Почту» распространяется вдвое больше изданий.

Причем вряд ли государству стоит поддерживать такие издания, как газета «1000 советов» (дотация на распространение в прошлом году составила 66 млн руб.), «Моя прекрасная дача» (20 млн руб.), «Сваты» (11 млн руб.), подчеркивает Волин.

Опрошенные «Ведомостями» издатели ждут тарифов «Почты» и уже прогнозируют отток подписчиков. «Я не верю в повышение на 25%, — говорит гендиректор ИД “Коммерсантъ” Павел Филенков. — Расчеты показывают, что без субсидии рост будет кратный». Для читателей «Коммерсанта» такое повышение не принципиально, а вот для основной массы подписчиков российских газет и журналов значимо увеличение цены даже на четверть, указывает Филенков. Гендиректор ИД «Аргументы и факты» Денис Воронков, напротив, рад, что цены вырастут только на четверть: «Угроза повышения была гораздо выше». Такой единоразовый рост — ощутимое подорожание, многие люди могут отказаться от подписки, особенно возрастная аудитория, заключает директор по подписке и распространению Sanoma Independent Media Антон Волков.