Правила журналистов: Дмитрий Стешин
Дмитрий Стешин, специальный корреспондент «Комсомольской правды»
Я уже 13 лет работаю в «горячих точках» по всему миру, работаю на терактах,
катастр
Монгол
Сир
Северный полюс — тоже два раза. Поэтому я не буду теоретизировать, а сразу же перейду к журналистской практике.
К правилам, которые я неукоснительно соблюдаю в своей работе.
1. Душа моя принадлежит Богу, а все остальное — «Комсомольской правде», потому
что порядочный журналист продается один раз.
2. Хороший журналист свою винтовку добывает в бою, а не получает вместе с дипломом. Статус «хорошего журналиста» живет не больше пары суток, долго почивать на лаврах после одного «звездного» материала не получится. Время уже не то.
3. Критерий профессионализма военкора: за час в зоне боевых действий найти себе
кров, друзей иприкрепиться к горячему трехразовому питанию. Примерно с 2008 года — обеспечить канал передачи в редакцию видео и фото. Сейчас это важнее еды и сна.
4. Время задумчивых юношей и девушек, что-то чирикающих в блокнотике и раз в
неделю-две выдающих на-гора «нетленку», давным-давно прошло. В эпоху мультимедийной журналистики на них нет спроса, если вы не штучный гений. Из точки бифуркации журналист должен выдавать информационный поток такой толщины, что его не обхватить руками. Заметкой в день, как раньше, в «бумажную» эпоху, уже не отделаться. Нужно все время про это помнить. Потерять конкурентоспособ
5. Никакой объективной журналистики в зоне боевых действий не существует. Нет, она имеет право на существование в форме иллюзии строго в голове журналиста. Но обычно вся эта «объективность» исчезает после первого снаряда или пули, выпущенных конкретно по вам или в вашу сторону. Тут сразу же приходит понимание — на чьей вы стороне, кто стрелок, а кто мишень. Журналисты, пытающиесястрадать «объективностью», бегая через линию фронта, чтобы «выслушать обе стороны», как правило,оказываются в ямах, лишаются аппаратуры, сгорают в расстрелянных машинах на нейтралке или просто пропадают бесследно. Мне, чтобы понять это, хватило одной поездки в сторону войск Каддафи с территории повстанцев, попадания в плен и достаточно быстрого освобождения. Если война чужая — выберите «свою» сторону. Там, где вам более комфортно и понятно. Если война своя — определяйтесь по совести и убеждениям.
6. Не пытайтесь заработать на войне. Бог этого не любит и жадных сразу прибирает, наказывает или страшно учит.
7. Все войны последнего десятилетия имеют информационный компонент, который в ряде случаев может доминировать над милитаристской составляющей. Нашивка «Пресса» — мишень, если вы находитесь на передовой не в составе группы ОБСЕ или ООН. Ваша смерть может быть выгодна всем, и тогда она неизбежна. Одним — чтобы лишний раз привлечь внимание к своей войне и опорочить противника, убивающего журналистов, другим — чтобы сократить поток недружественной информации из зоны конфликта.
8. Среди людей с оружием дебилов, к
«интересненькой картинкой» может закончиться попаданием на минное поле, под снайпера, в засаду и т.д. Взвешивайте, анализируйте, наводите справки и только потом подписывайтесь под заманчивое в информационном плане предложение. Но, скорее всего, до этого дело не дойдет. Очередной рассказ про «могилу правосеков с вырезанными почками» или «каддафиста, прикованного к пулемету», «негра-наемника
из грузинской армии», окажется тяжелым бредом.
9. «Рассказ ополченца» или «рассказ воина» — особый литературно-фант
10. Так как журналист в зоне боевых действий не принимает непосредственног
11. Последнее фото с оружием в руках я сделал в 2002 году в Чечне. Такое фото может стоить жизни. Поэтому — никаких селфи с чужими автоматами.
12. Большинство проблем у военных журналистов возникает, когда их просят «не снимать». Причем в 90 случаях из 100 просят вежливо. Вам жалко выполнить просьбу? Пропадает бесценный кадр, которыйвойдет в анналы истории?
13. Помню всегда эту мудрость коллеги: «На любой войне, рано или поздно, военный журналист из описателя побед и подвигов превращается в опасного и ненужного свидетеля» (военный журналист и писатель Артуро Перес-Реверте, «Террритория команчей»).