Ришат Хасанов: Гаджет не должен быть фетишем

В Год литературы в России все чаще стали говорить о значении чтения. По всей стране проводятся акции, направленные на популяризацию литературы среди молодежи и подростков.

Однако зачастую вне зоны внимания остаются самые младшие граждане, многие из которых еще не умеют читать, но уже начинают приобщаться к мировому литературному наследию. Недавно бывший руководитель издательства «Идел-Пресс», ныне советник генерального директора АО «Татмедиа» Ришат Хасанов предложил создать в казанских детсадах собственные библиотеки.

— Ришат Рифгатович, почему вы обратили внимание именно на детские сады?
— Я родитель двух детей дошкольного возраста, эта ситуация мне хорошо знакома. Что мы увидим, если придем в детсад? Я говорю не об элитном, а о самом обычном. Скорее всего в группах окажутся далеко не новые игрушки. А книг чаще всего в детсадах практически нет из-за отсутствия финансирования. Сейчас на федеральном уровне формируется стандарт дошкольного образования, выпускается методическая литература. Но это лишь рабочие материалы — раскраски, альбомы для вырезания и тому подобное, то есть расходные материалы. Для закупки всего этого нужны деньги, государство пока не способно выделять их в необходимом объеме. Потому мы с главным редактором «КВ» Венерой Якуповой пришли к мысли о создании в Казани небольших библиотек в детсадах силами заинтересованных лиц. Это касается как рядовых граждан, так и социально ориентированных бизнесменов, которые могли бы выступить в качестве спонсоров.

— Как вы считаете, почему книги играют столь значимую роль в воспитании детей? К сожалению, нынешние дети все больше тянутся к родительским гаджетам…

— Конечно, мультимедиа потеснили книги. Но ведь литература формирует миры, в которые дети погружаются. Слушая, как им читают, они не только представляют описываемое, но и слышат речь взрослого человека, запоминают правильное произношение слов. Сюда же привносятся элементы игры. После этого, возможно, дети захотят поставить сценку по сказке, визуализировать ее. Не посмотрев фильм, а самостоятельно представив ее. Задумайтесь: раньше мы читали книгу, а после видели ее экранизацию, сравнивали, анализировали. Сейчас же гораздо чаще бывает наоборот. Дети видят фильм прежде, чем прочтут первоисточник. Значит, лишают себя значительной части возможностей по самостоятельной визуализации.
Здесь же работает и обратный процесс. Зачастую воспитатели ставят с детьми сценки, не читая им перед этим первоисточник. Как следствие, дети просто выполняют данные им указания, не понимая мотивации персонажей, не сопереживая им. Если же они перед этим прочтут или прослушают сказку, то и сами будут гораздо лучше понимать, зачем в сценке нужно то или иное действие. Только с помощью чтения можно вырастить поколение, которое не станет приложением к своим гаджетам. Напротив, будут людьми, использующими технические устройства для достижения своих целей.

Гаджет не должен быть фетишем, которым он стал для значительной части современной молодежи. Техника не должна быть роскошью, ею всегда будут ум, интеллект, которыми обладает человек. Ведь будущее за новыми технологиями, а их развитие потребует специалистов, способных нестандартно мыслить. Излишняя мультимедиатизация образовательного процесса может навредить. Гаджеты слишком облегчают выполнение учебных задач. А когда человек легко преодолевает трудности, он не получает при этом опыта, который сформирует у него необходимые навыки и компетенции.

— Какие произведения, по вашему мнению, должны найти свое место на книжных полках детсадов?

— Классические детские произведения русско- и татароязычных авторов, западная детская классика. Что касается методического аспекта, то существуют компетентные органы, отвечающие за формирование списка литературы для дошкольных учреждений. Современным авторам также стоит направить свое внимание в сторону детской литературы. Обратите внимание: большинство издаваемых в Татарстане авторов не слишком востребованы у читателя. Почему? Просто потому, что мы не знаем этих авторов, не воспитывались на их книгах. Вместо того чтобы пытаться привлечь внимание поколения, которое по большому счету было уже упущено писателями, следует попытаться воспитать новое, ориентируясь на школьный и дошкольный возраст, а также на родителей маленьких детей. Тогда общество получит поколение грамотных, образованных, читающих людей, а авторы — собственную аудиторию и признание. Аудитория будет расти вместе с автором. Я постоянно обращаю внимание на этот факт членов Союза писателей.

— Но ведь автор думает и о гонорарах…

— Детские книги продаются гораздо лучше, чем многие другие. Представьте ситуацию: вы оказались с ребенком в магазине. Если он попросит купить ему игрушку, то вы задумаетесь, нужна ли ему она и есть ли у вас такая возможность. Но разве вы станете раздумывать, если ребенок попросит купить понравившуюся ему книгу?

— В последние годы все чаще говорят о замене бумажных учебников на электронные…

— Полная замена обычных учебников на электронные — это на сегодняшний день миф. Пока такую программу невозможно реализовать по ряду причин. Сразу уточню, что имею в виду не электронную книгу, содержащую отсканированные версии бумажных учебников, а говорю о полноценном мультимедийном устройстве, поддерживающем соответствующее программное обеспечение и имеющем доступ в интернет. Во-первых, они дороги. В Татарстане  около 370 тысяч школьников. Оснастить каждого приличным планшетом обойдется почти в 4,5 млрд рублей! А это только железо, программное обеспечение покупается отдельно. Кроме того, оно требует постоянного обновления, а значит, существования соответствующей IT-инфраструктуры на всех уровнях: от школьного до республиканского. Это тоже потребует огромных средств. Причем не только на этапе создания, но и на ее поддержание.

Как известно, техника имеет свойство изнашиваться, особенно если ею активно пользоваться. А постоянное совершенствование мультимедиа приводит к ее устареванию. В республике же выделяется около 200 млн рублей в год на обновление в школах учебников. Так что с текущим финансированием полностью отказаться от бумажных учебников не представляется возможным.