Роскомнадзор разъяснил требования Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

Роскомнадзор 2

Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Роскомнадзор считает необходимым заявить правовую позицию ведомства в отношении публичной демонстрации нацистской символики.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» относит к экстремизму:

  • пропаганду И публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
  • либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

В цитате из закона не случайно выделен союз «И». Юридическая сила может таиться в одной букве.

Ранее Роскомнадзор заказал Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина  специальное юридико-лингвистическое исследование. Специалисты кафедры судебных экспертиз академии дали следующее заключение. При подготовке данной нормы федерального закона законодатели использовали для связки понятий «пропаганда» и «публичное демонстрирование» соединительный союз «и». То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой.  Порядок их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции  по отношению к термину «публичное демонстрирование».

Лингвистически это означает, утверждают эксперты, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма.

По заключению экспертов, использование нацистской и сходной с ней до смешения атрибутики/символики в исторических, научных и т.п. целях признается допустимым. При этом нацистская символика не может быть использована с целью оскорбления советского народа и памяти о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, для  популяризации идей нацизма, теории расового превосходства, оправдания военных преступлений фашистов.

Ряд определений Конституционного суда РФ, связанных с применением антиэкстремистского законодательства, подтверждает такую позицию.

В своих документах Конституционный суд последовательно определяет, что «обязательным признаком указанной разновидности экстремизма является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Наличие этого признака «должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела: формы и содержания деятельности или информации, их адресатов и целевой направленности, общественно-политического контекста, наличия реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.».

Роскомнадзор намерен использовать в своей правоприменительной практике именно такую трактовку соответствующих норм закона «О противодействии экстремистской деятельности».

http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news31736.htm

17 апреля 2015
SJM