В России закрывается одно издание за другим, а в Европе растут тиражи и продажи прессы

Удивительное рядом. В данном случае, рядом – это в Европе. Мне уже приходилось писать о позитивных процессах в сфере печатных СМИ в Великобритании и Германии. Теперь же пришли хорошие новости из Австрии и Бельгии.

Можно по-разному смотреть на господдержку СМИ. Никому не нравится, когда какой-нибудь мэр или губернатор с ложечки «подкармливает» преданную ему газету. Да и в целом в нашем госбюджете исчезли многие статьи в поддержку прессы, например, в части субсидий на доставку подписных изданий населению. А вот в Австрии, к примеру, процесс идет обратный – здесь правительство в этом году решило обсудить с медиаотраслью увеличение субсидий на поддержку прессы в 4 раза.

Как написал интернет-портал horizont.at, в конце февраля министр средств массовой информации Австрии Йозеф Остермайер встретился с представителями австрийских газет, чтобы возобновить переговоры о реформировании системы господдержки прессы. Речь шла об увеличении субсидий периодическим печатным изданиям с 9 до 35 млн. евро. И заметьте, речь идет о небольшой европейской стране. Для наших гигантских расстояний господдержка СМИ, на мой взгляд, должна быть еще значительнее.

Кстати, австрийские газеты и сегодня живут неплохо, успешно продавая электронные и бумажные версии своих изданий. На том же horizont.at опубликованы данные из исследования Австрийского бюро тиражного аудита (ÖАК). Так, Kleiner Zeitung («Маленькая газета») — в нашем понимании городская газета с тиражом 300 тыс. экз. — по сравнению с прошлым полугодием увеличила ежедневные продажи на 3,1 тыс. экземпляров. При этом электронная версия издания составила 2% от реализованных копий. Из 88 тыс. напечатанных экземпляров газеты Presse am Sonntag («Пресса по воскресеньям») ежедневно продается 83 тыс. экз. (рост за полгода на 3400 экз.) плюс почти 4,5 тыс. электронных копий. Тенденция, как говорится, налицо.

Издатели и дистрибуторы прессы в новых условиях ищут совместные пути продвижения своего информационного товара. И в Бельгии, к примеру, продавцы прессы взялись за доставку газет жителям своего микрорайона, как говорится, к завтраку. Они доставляют газету подписчику еще до открытия своего магазина, или подписчики сами могут забрать в магазине свою газету или журнал. В результате внедрения этой новой схемы, созданной крупнейшим национальным дистрибутором прессы АМР и группой издателей,  продажи газет и журналов там, где она применяется, за два года выросли почти в 2 раза – с 13 млн. до 23 млн. экз.

Для контраста, у нас движение идет в противоположную сторону. Киоскеры борются не за расширение своего сервиса, а за выживание. Не случайно из-за низкой рентабельности в Москве заколочена треть киосков прессы, а по России киоски прессы стремительно уничтожаются со скоростью 10 киосков в день. Тут, как говорится, не до жиру, быть бы живу.

Вот и задаешься невольно вечным российским вопросом: кому это выгодно, и что делать? На самом деле, мы знаем, что делать и неоднократно стучались во все правительственные двери, включая кремлевские. Но все время натыкались на глухую стену непонимания или молчания.

Остается только надеяться, что в наших правительственных кругах возобладает здравый смысл в части поддержки печатных СМИ. А примеры европейских стран будут стимулировать этот процесс.
PlanetaSMI