Вредный законопроект о рекламе «вредных» продуктов

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект Федерального закона № 832800-6 «О внесении изменений в  Федеральный закон «О рекламе» (в части рекламы пищевых продуктов)», внесенный в июле 2015 года депутатом  В.Б.Шестаковым, и поддержанный затем депутатами В.Ю.Максимовым и Н.Ф.Герасименко. По сути, речь идет об ограничении рекламы сладкой газировки, чипсов и других «вредных» продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жиров.

Следует отметить, что, по заявлению авторов законопроекта, изменения вносятся в целях реализации утвержденной Минздравом РФ «Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года», хотя пищевые продукты с высоким содержанием жира, углеводов и пр. не входят в вышеуказанный законодательный перечень вредных для здоровья товаров и веществ. 

Большие сомнения вызывает содержащееся в пояснительной записке к проекту закона утверждение, что «действенным методом» борьбы с избыточным весом у населения и пропаганды здорового образа жизни «является снижение объема рекламы пищи, чрезмерное употребление которой может нанести вред здоровью». После введения ограничений на рекламу «вредных» продуктов производители не перестанут их выпускать, а население – потреблять. Деньги, идущие сегодня на рекламу «фаст-фуда», газировки и т.п. будут направляться не в СМИ, а в другие каналы продвижения продуктов, производство и реализация которых, отметим, не запрещены. С точки зрения логики и здравого смысла, для обеспечения здорового образа жизни было бы правильнее ввести законодательный запрет на производство в России и импорт из-за рубежа тех самых продуктов, которые депутаты — авторы законопроекта считают вредными. 

На законопроект уже поступили официальные отрицательные отзывы Правового управления Аппарата Госдумы, Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи и Правительства РФ. Тем не менее, имеется большая вероятность того, что указанные поправки в Закон о рекламе будут приняты. Тем более что прецеденты подобного законотворчества уже имеются. 

Речь идет об уже вступивших в силу ранее ограничениях на публикацию рекламы алкоголя и табака в периодических печатных изданиях, которые стали причиной усугубления тяжелого положения издательской отрасли. Доходы издательских домов от такого рода рекламы составляли значительную часть их общих доходов. Только за последние 2 года в России по финансовым причинам закрылось более 10% изданий, несколько крупных издательских домов обанкротились или были проданы. Введение новых законодательных ограничений сузит круг рекламодателей в кризисное для отрасли время и еще больше ухудшит положение издательских домов, работающих на российском рынке. 

Надо добавить, что потребление алкоголя и табака в России не сократилось, и более того, все большее распространение имеет контрафактная продукция и самогоноварение.

В АРПП уверены, что поправки в законодательство, ограничивающие рекламу «вредных» продуктов, нанесут очередной удар по экономике печатных СМИ и считают их принятие абсолютно неприемлемым и недопустимым. По нашему мнению, все товары и услуги, разрешенные законом, должны иметь возможность рекламироваться в СМИ.

Пресс-служба АРПП
ARPP