Журнал «Казань»: больше двадцати лет с любимым городом

Журнал «Казань», как и «Казанские ведомости», родился в лихие 90-е. О том, как он вставал на ноги и что изменилось в нем за эти двадцать с лишним лет, «КВ» беседуют с главным редактором Юрием Балашовым, возглавляющим «Казань» с самого первого номера.

Юрий Балашов 
Представляем героя интервью. Юрий Балашов родился в Казани 16 апреля 1951 года. Окончил филологическое отделение историко-филологического факультета КГУ. С 1992 года — главный редактор журнала «Казань». В 2011 году ему присвоено звание заслуженного работника культуры РТ. Награжден знаком отличия «За достижения в культуре» и Сиразиевской премией за пропаганду татарского театрального искусства. 

— Юрий Анатольевич, почему было выбрано именно это название — «Казань»?
— Журнал задумывался как некий символ Татарстана. Мы долго обсуждали с членами редколлегии Владимиром Бухараевым и Агдасом Бургановым, как назвать наше детище. Когда перебирали варианты, Рустем Кутуй предложил остановиться на названии «Казань»: «Одним словом все сказано». Мы согласились. Бурганов позвал в журнал Амирхана Еники. Первыми членами редколлегии, которые очень много сделали для становления журнала, стали также Александр Лозовой, Борис Леушин, Вакиф Нуруллин, Рафаил Тагиров, Булат Галеев, Наиль Мухарямов.

— Кто ваши читатели?
— Многие из них — люди зрелые и имеющие высшее образование. Теперь хотим привлечь молодых читателей и туристов Казани. Конечно, для этого понадобится изрядно потрудиться над содержанием, показать город так, чтобы он был интересен и казанцам, и тем, кто приезжает полюбоваться древней столицей Татарстана. Чтобы турист, купив журнал в киоске, захотел увезти его с собой на память. Подача достопримечательностей Казани должна быть не в такой лакированной форме, как в информационном справочнике, а в совершенно неожиданном ракурсе.

— Как изменилась «Казань» за двадцать лет?
— С самого начала мы определили для себя главное: никаких ядовитых политических цветов, равное уважение к разным культурам и религиям, опора на документ и первоисточники. Разработали концепцию проблемно-тематического ядра: объемный взгляд на событие, явление одновременно глазами журналиста, фотографа, художника, других профи. Стараемся придерживаться этого кредо по сей день. Появление новых рубрик обусловлено временем и людьми, которые приходят к нам работать. Например, с приходом Олеси Балтусовой появилась авторская колонка. Многое изменилось в журнале с приходом Айсылу Мирхановой. Сегодня редакция мультимедийна: мы присутствуем во всех социальных сетях.

За эти двадцать лет наш город прирос новыми районами, нырнул в метро, разрулил пробки новыми развязками. Подарил миру новых звезд и принял у себя мировых легенд. Конечно, были и потери. Старожилы недосчитались домов с резными наличниками, колонками и сиреневыми палисадниками. Канули в лету скрипы дуги и дребезжание трамваев. И в редакции бывали моменты, когда жизнь ставила нас перед вопросом: быть или не быть журналу? «А если быть — то для кого и каким?» — спрашивали мы себя. Согласитесь, нелегко оставаться собой в сутолоке мнений, преувеличений и слухов. Тем более, когда на первый план выходит задача зарабатывания денег не в ущерб содержанию. 

— И как вам удается оставаться прежними в нынешних сложных для печатных СМИ условиях?
— Как и всем СМИ — за счет рекламы. Еще есть спецпроекты. Редакция работает и как издательский дом: выпускает книги, альбомы, подрабатывая себе на хлеб и открывая читателям новые страницы истории и культуры, связанные с Казанью, Татарстаном, благодаря замечательному коллективу редакции и работе художника Григория Эйдинова. В «Казани» были и есть профи с журфака. Но вот ответственный секретарь Светлана Жеймова в годы учебы пристрастилась к миру театра, редактор отдела культуры Айсылу Мирханова — выпускница консерватории, профессиональный музыкант, фотограф Гульнара Сагиева училась на архитектора, я — филолог… Главное — у коллег есть творческое начало и умение трудиться. Мы тесно сотрудничаем с казанской школой фотографии и такими профессионалами, как Фарит Губаев, Владимир Зотов, Валерий Михайлов и другие. Дружим с университетским сообществом, в частности, с Музеем истории Казанского университета, возглавляемым Стеллой Писаревой, нашим постоянным автором, другими вузами, театрами, многими творческими коллективами.

— Что больше всего вы цените в сотрудниках?
— В женщинах — внешнюю и внутреннюю красоту, в мужчинах — надежность дружбы. И профессионализм, конечно. А самое главное — это желание сделать свою работу как можно лучше. 

— Ваш журнал служит площадкой для самых разных точек зрения…
— Я очень благодарен нашим нештатным сотрудникам — без них журнала бы давно не было, поскольку они являются авторами большинства публикаций. Среди тех, с кем мы выпускали номера в годы становления журнала, — Гариф Ахунов, Мударис Аглямов, Равиль Бухараев, Зульфат, Разиль Валеев, Айдар Сахибзадинов, Равиль Файзуллин, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко… Журнал знакомил читателей с произведениями художников Николая Фешина и его учеников, Баки Урманче, Гайши Рахманкуловой, Хариса Якупова, Ильдара Зарипова, Константина Васильева и еще сотен разных мастеров, детскими и студенческими художественными работами! Редакция дружит с членами легендарной фотогруппы «Тасма», благодаря этому удалось опубликовать очень много великолепных снимков. А как интересно было наблюдать превращение опубликованных в «Казани» «Буртасских россказней» Светланы Колиной в художественный фильм «Голубка» о друге редакции художнике Геннадии Архирееве! 

— Как вы думаете, есть ли будущее у бумажных СМИ?
— Журналы в таком виде, как сейчас, долго не просуществуют. Хорошо, если останутся изданиями премиум-класса. Стремиться только к электронным версиям тоже неправильно. Как ни крути, но бумага все же обязывает. И отнюдь не стерпит того, что приходится терпеть сегодня интернету. За бумажное печатное слово нужно отвечать. Попал под офсет — считай, «плюнул в вечность». Да и чтение как ритуал, признайтесь, куда ближе нам в аналоговом, а не цифровом варианте. 

— Для каждой редакции самое дорогое — отзывы читателей…
— Когда нам звонят и признаются: плакали, прочитав в журнале о муже или отце-фронтовике, у сотрудников редакции тоже наворачиваются на глаза слезы. Такое признание дороже всего. За публикацию о жизни немцев в России, которые сделали очень много для культуры Казани, редакция в свое время получила благодарность от посольства ФРГ за развитие сотрудничества между Татарстаном, Россией и Германией. В 2011 году мы опубликовали рассказ крымской татарки Розиты Кааян «Зайчик для внуков». Ей было три года, когда семью выселили из Крыма и она оказалась в конце концов в Казани. Пять лет назад публикация была для нее особенно важной: тогда было невозможно полностью восстановить справедливость репрессированным семьям. Конечно, нам дорога и ее благодарность. Дорог любой отзыв тех, кто читает журнал, ради кого мы работаем.

Kazved(3)

Оставить комментарий