Анатолий Путилов: «Мне в жизни крупно повезло…»

В этом году 29 октября столетний юбилей отметит Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи. Молодежная общественно-политическая организация Советского Союза была призвана помогать партии «воспитывать молодежь в духе коммунизма, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме» (из Устава ВЛКСМ). Современное российское общество постепенно возвращается к использованию опыта комсомола. Возрождаются студенческие отряды, нормативы ГТО, опыт ВЛКСМ применяется в детско-юношеском движении «Юнармия».

В преддверии этой знаменательной даты мы встретились с одним из активных участников этой организации, бывшим редактором газеты «Комсомолец Татарии» (март 1976 г. – январь 1987 г.)  Анатолием Васильевичем Путиловым.

Путилов Анатолий Васильевич

Путилов Анатолий Васильевич

«Комсомол – это была сама молодежь, весь ее дух был воплощен здесь»

– Анатолий Васильевич, прежде чем мы начнем интервью, хочу сказать Вам спасибо, что нашли время для встречи со мной и не отказались ответить на мои вопросы.

 Я, в свою очередь, благодарен Вам за то, что вы заставили меня заново все вспомнить.  Знаете, мне часто говорят, что жить прошлым не стоит, что раз за разом возвращаться к нему в своих мыслях не нужно. Но ведь все дело в том, что это было за прошлое, что это за воспоминания. Они для меня как некий «живительный источник», они мне возвращают силу и бодрость духа. Я жил в счастливое время, встретил так много прекрасных людей со всей страны – как же об этом не вспоминать? Мне очень повезло: я не знаю, что такое «плохие люди»  вокруг меня их не было.

– Вот вы говорите «счастливое время», а чем же это время было так замечательно? Мне, как человеку, родившемуся уже после распада Советского Союза и после прекращения существования ВЛКСМ, известно о том времени, о людях и настроениях только из учебников. Известны только сухие факты. Как бы Вы описали, какое время было тогда?

 Да, вам, конечно, тяжело представить, как и чем жил тогда советский человек. Вы молодая, совсем ничего не знаете о ни социализме, ни об ударных стройках, ни о чем (улыбается). Комсомол – это была не просто молодежная организация, как ее принято сейчас называть, это была сама молодежь, весь ее дух был воплощен здесь. Да, вся она была здесь! Радостно было видеть, каким уважением пользовался тогда комсомол на строительстве КАМАЗа и города Набережные Челны – сегодня это и представить трудно. Комсомол объявил шефство над Всесоюзной ударной.

– А как вы думаете, почему такое сейчас редко встретишь?

–  Не сочтите за ворчание. Тогда, в советское время, молодые люди знали одно: есть конкретная цель – построить завод, построить город. Такой огонь горел в их глазах, такая неподдельная страсть была там – я смотрел на них и верил, что все в этой жизни возможно.

Приехал я как-то в Набережные Челны, на КАМАЗ, а там ребята, совсем молодые белоненковские парни, первую малолитражную «Оку» собирают: так воодушевлены они были, так сильно увлечены делом. А сейчас вокруг денег только все и вертится. А как, скажите, растить молодежь без положительного примера? Ведь шел же я сюда и думал, как бы только не ворчать, не хотелось.

«Вся республика тогда КАМАЗом и жила»

– Ничего страшного. Анатолий Васильевич, Вы более 3-х лет выполняли обязанности заведующего сектором ударных комсомольских строек Татарского обкома ВЛКСМ. Расскажите об этом подробнее.

 Вместе с другими ответственными работниками обкома Комсомола ездил по районам республики (побывал в 29 районах) и убеждал юношей и девушек поехать по «комсомольской путевке» на строительство КАМАЗа и города Набережные Челны. Но, конечно, надо сказать, что основная работа по направлению легла на плечи райкомов, горкомов комсомола. А летом на стройплощадках трудились студенты.

Надо признать, не очень-то с объятиями нас встречали в районах. Сами посудите, мы ведь ребят тогда на стройку из родных сел и деревень «уводили», а им самим нужны были механизаторы, штукатуры, каменщики, молодые и здоровые парни.

Видели бы вы, как строился КАМАЗ. Это было так масштабно и так удивительно. Да вся республика тогда КАМАЗом и жила. Вам сейчас, наверное, трудно поверить, но первые автомобили вышли из стен КАМАЗа всего через 6 лет. Такое огромное производство! Да весь город Набережные Челны тогда в рекордные сроки был построен. Такая атмосфера была: хотелось видеть результаты. Вот какой был энтузиазм!

Также ежегодно Центральный комитет ВЛКСМ направлял в город, на строительство со всей страны всесоюзные, республиканские молодежные ударные строительные отряды. А слеты молодежи, которые устраивал ВЛКСМ? Обычно они проходили в День строителя. Да это праздник был для всего города! Приглашали артистов, творческие коллективы, ансамбли. Евгений Евтушенко приезжал, Шаинский, чилийцы выступали.

– Вы говорили, что вам в жизни повезло встретить много прекрасных людей. Кого именно вы имели в ввиду?

 Да, мне, действительно, очень повезло. Например, неугомонный главный комсомолец страны Евгений Михайлович Тяжельников. Меня поражала его эрудированность. В январе этого года бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ отметил свое 90-летие. Всего на 10 лет младше ленинского комсомола.

Видел Косыгина Алексея Николаевича – председателя Совета Министров, слушал Табеева Фикрята Ахмеджановича – первого секретаря Татарского обкома КПСС.

Светлым человеком был Олег Белоненко – секретарь комитета комсомола КАМАЗа, интеллигентный, образованный и очень эрудированный молодой специалист. Олега уважали всегда, его слушали, такой авторитет у него был. «Инициативный парень»  так бы я его назвал. Он быстро и уверенно рос как профессионал, и его перевели потом из Челнов в Свердловск (прим. ред. – ныне Екатеринбург), на «Уралмаш». А там его жизнь и оборвалась. Убили. (длинная пауза). Тяжело ему было на «Уралмаше» после КАМАЗа, где всегда порядок был во всем, все организованно, ответственность на высоком уровне, дисциплина.

Встречи первых секретарей обкома Комсомола с редакторами детских, юношеских, комсомольских газет и журналов.

Встречи первых секретарей обкома Комсомола с редакторами детских, юношеских, комсомольских газет и журналов

«Ты приехал не отвлекать человека, ты приехал ему помочь»

– Помимо работы в ВЛКСМ, вы довольно продолжительное время были редактором газеты «Комсомолец Татарии». Готовясь к интервью, я пыталась найти информацию об этой газете, но ее не то что мало – ее практически нет. Не могли бы Вы рассказать, что это было за издание?

 Да, конечно. «Комсомолец Татарии»  это была газета Татарского обкома комсомола. И мы всегда чувствовали его поддержку.

Пришел я в «Комсомолец Татарии», имея всего лишь 3-летний опыт работы в районной газете небольшого города.  Начинать, признаюсь вам честно, было очень непросто. Какие там люди работали, уже успевшие сделать себе имя, и у каждого свой характер. Но коллектив у нас был хороший, сплоченный, дружили мы «по-деловому». Было тяжело, конечно, но в то же самое время и легко было: я ведь сам тоже сюда не из тиши пришел, не из «теплого кабинета» явился. Нет, я шел, пусть хоть и немного, но все-таки познав и увидев жизнь.

– Думаю, Вы согласитесь, что такие авторитетные газеты, какой была «Комсомолец Татарии», не могут существовать и функционировать без дружной редакционной команды.  Можете ли Вы сказать несколько слов о людях, которые работали вместе с вами?

 Все они были удивительно талантливые люди, сами не знающие покоя и не дающие тебе быть спокойным. Для них журналистика была не просто профессией, а делом всей жизни, не жалели они себя, времени и здоровья.

Вот Владимир Герасимов, заведующий отделом культурно-массовой работы, такой «бузотёр» был, всегда что-нибудь да придумает, голова у него чего-нибудь да выдаст.  Часто мне доставалось за эти его выдумки. Идейный парень, одним словом.

Или Сальтина Надежда Андреевна – работала у нас с талантливой творческой молодежью, через ее «школу» прошли очень многие, кто потом стал известен не только у нас в республике, но и в стране. С Евгением Евтушенко общалась: в нашей газете была опубликована его поэма «Казанский университет».

А Люда Колесникова – какой журналист! Занималась у нас вопросами нравственного воспитания молодежи, а это, пожалуй, один из очень таких непростых вопросов, если и не самый важный для молодых читателей. Мы тогда решили ввести в газету рубрику «Клуб молодой семьи», и, знаете, столько писем стало приходить, столько новых читателей у нас появилось.

Тираж газеты достиг, по современным меркам, астрономической цифры в 111 тысяч экземпляров! Тогда это было просто невообразимое количество. Нашу газету на семинарах редакторов ЦК ВЛКСМ отмечали. Но, конечно, это была заслуга не только редакции, но и комсомольского актива.

Или вот еще: поскольку интерес к нашей газете был высок, мы решили совместно с кафедрой журналистики КГУ организовать «Школу молодого журналиста». Разместили в газете объявление, что в определенный день ждем всех желающих на первое занятие. И представьте себе: весь этаж был людьми забит – так много желающих стать журналистами пришло к нам. Конечно, некоторые потом, после двух-трех занятий, ушли, но уже в первый месяц стал потихоньку формироваться костяк, из которого и вышли наши коллеги впоследствии.

А сколько талантливых журналистов прошло через нашу редакцию! Шайхитдинова Светлана теперь профессор, заведующий кафедрой в Институте социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского университета. И Туманов Дмитрий, начинавший у нас в редакции курьером, тоже в университете работает, доцент, заведующий кафедрой. Я помню его как очень трудолюбивого парня. Или Разбежкина Марина, известный кинодокументалист, сегодня преподает в Высшей школе журналистики в НИУ ВШЭ. Или вот Римма Ратникова  в нашей газете и корреспондентом, и редактором успела поработать, а теперь заместитель Председателя Госсовета Республики Татарстан.

А вот еще: штаб стройки, комитет комсомола ПО «Камгэсэнергострой» совместно с редакцией устраивали соревнования среди комсомольско-молодежных коллективов за призы «Камазовская доблесть» и «Челнинские этажи».

Но нам, конечно, очень тяжело бы пришлось без партийной поддержки, без постоянной помощи руководителей Татарского обкома комсомола. Там тоже тогда удивительные люди работали: Рахманкулов Ильгиз Шамильевич – с его требовательным, уважительным отношением к сотрудникам, Кузьмин Валерий Владимирович с его обостренным чувством справедливости, Агеев Шамиль Рахимович, умеющий дать поручение так, что моментально появлялось желание выполнить его как можно лучше, Беляев Раис Киямович – первый секретарь Набережночелнинского городского комитета КПСС  с поражающей способностью мог разглядеть в молодом человеке его способности. Да, удивительными были люди, и я так благодарен, что судьба свела меня с ними.

Журналисты молодежной газеты, отдавшие много сил, таланта, чтобы каждый номер "Комсомольца Татарии" был интересным

Журналисты молодежной газеты, отдавшие много сил, таланта, чтобы каждый номер «Комсомольца Татарии» был интересным

–  Какой была внутренняя атмосфера газеты? О чем вы писали?

– Для нас всегда на первом месте был наш читатель. Мы стремились показать, чем живет молодежь, что ее волнует, что нас так же волнуют ее проблемы и что мы стараемся помочь решить их. У нас было неписаное правило: «Если ты приехал в комсомольскую организацию, то не отвлекай человека – ты приехал ему помочь. Постарайся исправить то, что у него не получается».

— А какие жанры преобладали в газете?

 Репортажи с места событий: для нас было важно быстро донести до читателя точную и достоверную информацию. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что мы с этой беспрестанной погоней за событиями нередко не доходили до самого человека. И это самое серьезное наше упущение: мимо нас прошли незамеченными столько замечательных людей.

Редактор 60-х, прошедший беляевскую школу Николай Харитонов, дает напутствие начинающему редактору Анатолию Путилову на 60-летнем юбилее газеты. "Помни, - говорит он, - главное читатель. И никогда не давай в обиду своих сотрудников"

Редактор 60-х, прошедший «беляевскую» школу Николай Харитонов дает напутствие начинающему редактору Анатолию Путилову на 60-летнем юбилее газеты. «Помни, — говорит он, — главное читатель. И никогда не давай в обиду своих сотрудников»

— Скажите, по вашему мнению, развивается ли журналистика сегодня? Не забываем ли мы традиции?

 Я, признаться, газеты совсем перестал читать.

– Если не секрет, то почему?

 Скажу открыто: не будоражат душу.

– Вы сейчас пенсионер, я же только начинаю свой путь на этом поприще. Не могли бы вы поделиться своими секретами: каких принципов вы придерживались в своей жизни?

– Мое главное правило – не ломать характер начинающего журналиста, быть очень терпеливым. Этому меня еще отец научил. И еще, всегда защищай своего сотрудника, не забудь в суете поблагодарить его, когда он сделает порученное, доверенное ему дело отлично. И еще, что я вынес из жизненного опыта: избегай общения с неинтересными людьми. Эту истину я понял только на восьмом десятке лет.

— Анатолий Васильевич, за все время беседы я никак не решусь задать Вам один щепетильный вопрос.

– Решайтесь, я все пойму.

— Вот Вы, бывший комсомольский работник, как сегодня относитесь к религии?

 Ни в коей мере не считаю себя разбирающимся в этих вопросах. Уж очень тонкое дело. Родители мои были верующими, но нас, четверых сыновей, никогда не заставляли ходить в церковь, молиться дома. Тем более, что в небольшой разваливающейся деревенской церкви хранили зерно.

Я крещеный. Папа говаривал: «Вырастешь – сам разберешься». И то ли в шутку, то ли всерьез добавлял, что если бы не революция, то стал бы или купцом, или священником. Из армии вернулся связистом.

Сам же я каждый вечер перед сном читаю две молитвы с благодарностью за внуков, детей, за любимую женщину, за то, что я живу. Делаю это искренне, как умею.

magarif-uku.ru