Аналитик: полиграфическая отрасль в РФ переживает экономический кризис
Полиграфическая отрасль в России переживает сейчас сложные времена: повышаются цены на бумагу, многие печатные СМИ уходят в интернет, отсутствуют серьезные инвесторы, есть проблемы с модернизацией производства, рассказал РИА Новости президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин.
«Мы в поисках какого-то компромисса в связи с ростом цен на бумагу для печати. Делаются расчеты, определяется возможность решения этого вопроса. Еще с конца года началось повышение цен. Сейчас все, по крайней мере, полиграфические предприятия уже получили уведомления, что цены повысились на 20%, а с 1 марта — еще на 15% в среднем. И, конечно, для полиграфии это катастрофа, потому что бумага — это серьезная составляющая себестоимости», — рассказал Кузьмин.
Эксперт отметил, что экономические трудности отрасль испытывает еще и потому, что «отечественная полиграфия практически на 100% импортозависима». «В производстве полиграфии помимо бумаги еще целый ряд расходных материалов — они тоже все импортные…. У нас как бы в масштабе, кроме газетной бумаги, уже своего ничего нет — оборудование, запасные части, сервис, формные пластины, краски — это все определенная доля себестоимости», — пояснил он.
Однако главной проблемой для полиграфии, по мнению главы ассоциации полиграфистов, может стать смерть печатных СМИ.
«Если начнут умирать издания — печатные СМИ, книги, то для полиграфии это будет коллапс, конечно… Работа полиграфии зависит от объема заказов. Мы давно говорим, что полиграфия находится в системном кризисе — это связано с процессами замещения печатной продукции, которые идут. А сейчас наложился еще экономический кризис, и этот процесс может ускориться, то есть у издателей есть альтернатива — уйти в сеть», — отметил эксперт.
По его словам, издатели уже благополучно «находят деньги в интернете», «и удельный вес рекламы туда переходит, и маркетинговые ходы уже делаются». «Будем говорить, уже и население вооружено электронными средствами. Печать во многом проигрывает. Это все в совокупности для нас, полиграфистов, очень печально», — подчеркнул Кузьмин, выразив надежду, что гибель печатных СМИ будет не такой быстрой.
Однако есть у отрасли и другие проблемы, добавил он. «Полиграфический бизнес — это уже не бизнес, это слезы. Уже в течение последних лет его доходность падает, и серьезный инвестор туда уже не идет, потому что нет дохода», — сказал Кузьмин. Есть в полиграфии «и масса проблем с развитием и модернизацией производства», добавил эксперт.
Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин заявлял в январе в интервью «Российской газете», что ситуация с падением курса рубля в России может привести к тому, что цены на бумажные СМИ вырастут на 30-50%. Примерно на столько же, по его словам, упадут объемы рекламы в газетах, а в глянцевых журналах падение будет еще больше. По мнению замминистра, из-за падения курса рубля увеличатся траты на многие компоненты, используемые в полиграфии, которые в основном покупают за валюту. Он уточнил, что речь идет не столько о бумаге, сколько о расходных материалах, таких как краска, пластины, а также компоненты, предназначенные для промывки машин.
Данные опроса ВЦИОМ, проведенного в декабре 2014 года, показали, что большая часть россиян (73%) не готовы совсем отказаться от бумажных СМИ, и лишь 17% заявили, что уже сейчас могут полностью перейти на чтение электронных версий изданий в интернете.