АРПП: падение рынка прессы смягчит ростом продаж изданий в продуктовых магазинах
Ассоциация распространителей печатной продукции прогнозирует сокращение рынка прессы в этом году на 7%. На фоне роста почтовых тарифов и проблем с киосковыми сетями основными драйверами рынка остаются ритейлеры. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Объем российского рынка прессы с учетом рекламы, продаж экземпляров и подписки по итогам 2017 года сократится до 76,4 млрд рублей. Розничные продажи снизятся на 10% в экземплярном выражении и на 4–5% в деньгах, до 41,5 млрд руб. Падение подписки составит 11–12% в экземплярах и 5% в деньгах, до 17,2 млрд руб. А объем рекламы в прессе достигнет 17,7 млрд руб., что на 8–10% ниже, чем в 2016 году, прогнозируют в АРПП.
Падение подписки связано с повышением почтовых тарифов. Доля киосков сократилась за последние три года более чем в 2 раза. Из-за сокращения киосковых сетей драйвером распространения печатных изданий стали точки продаж товаров повседневного спроса. Сейчас их доля в выручке достигает 48% от реализованных тиражей.
Например, у Bauer Media Group доля ритейла в продажах составляет 30–35%, но при росте числа магазинов традиционно высок и процент возврата, отмечает гендиректор издательства Алексей Иванов. Подписка у компании действительно сокращается, но в рознице падения практически нет. Среди растущих сегментов он выделяет кулинарные журналы. Рекламные доходы компании сейчас остаются на уровне прошлого года. К концу года рекламодатели будут наращивать размещение, чтобы закрыть бюджеты, рассчитывает Иванов.
Наиболее стабильны продажи детских изданий и журналов о саде и огороде — их продажи в экземплярах снизятся всего на 2–5%. Наиболее сильно средние продажи тиражей падают в сегменте компьютерных и автомобильных изданий, где сокращение достигнет 15–16%. На 12–14% снизятся тиражи информационно-новостных изданий и журналов об интерьере и дизайне. На 7–9% — женских, развлекательных, кулинарных изданий и телегидов.
По поводу подсчетов рекламной выручки у издателей и аналитиков Ассоциации коммуникационных агентств России возникают разногласия. У крупных издательских домов динамика рекламных доходов не совпадет с данными АКАР: рекламная выручка у них растет, либо падает в меньшей степени, чем это указано в отчетах ассоциации. На отрицательную динамику влияет и то, что АКАР учитывает закрывшиеся, а также рекламные издания.