Да здравствуют «Власть» и «Деньги»!

Сразу после новогодних каникул в СМИ появилась медиасенсация о закрытии бумажных версий журналов «Деньги» и «Власть». По этому поводу в Газете.Ru появился очень удачный заголовок: «Без » Власти » и » Денег «, но с » Огоньком «».

Определенная ирония в этом титуле имеет серьезный привкус печали. Успешный и популярный издательский дом «Коммерсантъ» решил освободиться от двух неприбыльных еженедельников. 

Как написала газета «Ведомости», цитируя гендиректора ИД Владимира Желонкина, «формат еженедельных журналов отмирает, продажи рекламы в них не растут, а печать становится все дороже, выход этих журналов в бумажном виде, по сути, съедает все, что им удается заработать». «Коммерсантъ» же, как заявил Желонкин, хочет повысить свою прибыль и больше не готов тратить средства на бумажные версии этих проектов. 

И ИД «Коммерсантъ» не одинок. Надо с прискорбием признать, что в России в прошлом году, впрочем, как и несколько ранее, закрылась большая группа популярных бумажных СМИ. Так, ИД Conde Nast объявил о закрытии двух своих глянцевых изданий: Allure о красоте и Conde Nast Traveller о путешествиях и туризме. Еженедельник «Русский репортер» издательского дома «Эксперт» не выходит с лета 2016 года. Так и не сумели сделать за год ни одного печатного номера издатели журнала «Афиша», который должен был выходить ежеквартально. Выпустив юбилейный пятилетний номер журнала Interview, его создатели объявили, что продолжения не будет. Из закрывшихся региональных изданий можно вспомнить ежедневную областную газету «Самарские известия» и старейшую еженедельную общественно-политическую газету «Челябинский рабочий», которая издавалась с 1908 года. В ряду отказавшихся от печатной версии также такие издания, как «Московская правда» и «Новые известия». Журнал The New Times оставил бумажную версию только подписчикам, а остальным читателям — электронную. И т.д. 

Многие авторы комментариев по данному поводу задаются вопросом: почему закрываются печатные СМИ, и прежде всего, «Власть» и «Деньги»? Кто виноват? И что делать? Отвечу прямо: виноваты издатели данных проектов, и даже более того, та команда, которая выпускала журналы. Диагноз тут прост. Издатели закостенели, не хотели меняться адекватно вызовам времени и поэтому почили в бозе. Эмоционально я им сочувствую, потому что издания мне нравились. Но то, что они закостенели – это факт. 

По данным экспертов, на западных рынках прессы издания в среднем живут пять лет, таков их жизненный цикл в современных условиях. Но живут пять лет, если не меняются. Сегодня в России и за рубежом есть много изданий, которые процветают: имеют рост тиражей и рекламы, уверенно себя чувствуют на рынке. И их опыт надо изучать и внедрять в работу издателей.

На 61-м Всемирном конгрессе Дистрипресс осенью прошлого года были сформулированы все основные принципы спасения и развития издательского дела. Коротко говоря, надо сужать целевую аудиторию, идти вслед за потребителем, вовремя реагировать на изменяющийся спрос на контент, обеспечивать симбиоз бумажных и электронных версий, использовать концепцию «360 градусов» в продвижении своего контента на рынке, применять интерактивные связи с читателями и др. 

Немецкий еженедельник «Шпигель» успешно работает в своем сегменте, а совместная аудитория его бумажной и электронной версий превышает 5 миллионов человек. Причем электронная версия не дублирует печатную, редакции у каждой версии разные, и обе помогают друг другу в расширении аудитории. Британская газета «Гардиан», к примеру, блестяще работает со своей аудиторией – успешно продает контент в бумажной и электронной версиях, применяет клубные формы в работе с читателями. 

Словом, успешных издателей много, но при этом поражает то, что многим российским владельцам СМИ изучать и применять зарубежный опыт не позволяют высокомерие и инновационная глухота. У наших издателей часто появляется сначала уверенность в своей гениальности и в гениальности создаваемого продукта, потом разочарование – нас не понимают, наше издание не воспринимают отсталые потребители – а затем и наступает издательское фиаско. Рекомендация здесь простая – меняться адекватно вызовам времени, использовать современные цифровые технологии и разнообразить все виды носителей контента. 

А «Власть» и «Деньги» очень жаль. Хорошие были проекты. Хочу надеяться, что они вернутся в бумагу, потому что в этом сегменте можно еще немного зарабатывать. Может, это будет единое издание «Власть и Деньги», может, они из сегмента еженедельника переместятся в сегмент ежемесячника (так сейчас, кстати, поступают многие СМИ за рубежом). Надо только, чтобы топ-менеджеры данных проектов смогли от состояния паники перейти к поиску решений. А там, глядишь, и прибыль пойдет валом.  

Источник: Блог Александра Оськина на сайте «Эхо Москвы»