«Дауншифтинг» как характеристика отечественной медиаиндустрии

На прошедшей неделе термин «дауншифтинг», использованный Германом Грефом в выступлении на Гайдаровском форуме, широко обошел все российские СМИ и стал одним из самых популярных терминов. Как известно, «дауншифтинг» переводится с английского как «переключение автомобиля на более низкую передачу», а также «замедление или ослабление какого-либо процесса». В философском смысле – это «отказ от высоких целей», т.е. отказ от стремления к пропагандируемым благам, ориентация на «жизнь ради себя». На англоязычном сленге «дауншифтер» — это «неудачник».

Реакция в обществе на высказывания главы Сбербанка была самой полярной – от одобрения до резкой критики. Вице-спикер Госдумы от «Справедливой России» Николай Левичев вообще призвал Германа Грефа добровольно уйти в отставку, отметив: «Я против преследования за взгляды, различных «аутодафе», но думаю, что после подобных заявлений руководитель крупнейшего государственного банка должен был бы покинуть свой пост». Я лично с данной оценкой Г.Грефа не согласен и считаю, что большим достижением руководителя Сбербанка является то, что это финансовое учреждение выбралось из «совка» и стало приличным современным банком.

На мой взгляд, термин «дауншифтинг» относится к очень многим отраслям российской экономики, в т.ч. к медийной. Но здесь есть некоторые особенности. В нашем случае переключение на более низкую скорость движения в медиаотрасли было не добровольным, а вынужденным, произошедшим по вине законодательной и исполнительной власти всех уровней.

С чем рынок печатных СМИ вступил в 2016 год? С плохим багажом и с ухудшением всех экономических показателей. В стране стремительно уменьшается количество торговых объектов прессы, объём розничных продаж периодической печати в 2015 году снизился на 2,3% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, суммарный тираж упал на 15%. Продажи по подписке сократились на 6%, подписной тираж – на 16%. В стоимостном выражении рынок распространения газет и журналов сжался на 3,3%. Рынок рекламы в российской печатной прессе в 2015 году по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократился на 32%, наружной рекламы — на 25%, рекламы на телевидении и радио — на 19%.

На федеральном уровне последние два-три года по нашей отрасли наносили удар депутаты Госдумы, принявшие несколько десятков законов, вредных для медиарынка и снижающих доходы государства. Они были связаны со всякого рода ограничениями на рекламную деятельность в СМИ, с ликвидацией госдотаций на доставку подписных изданий населению и т.д. На региональном уровне местные власти уничтожали систему распространения прессы и книжные магазины путем повышения арендной платы, ограничения ассортимента торговых точек прессы и принимая административные акты по ликвидации мелкой розницы в пользу крупного ритейла.

Парадокс заключается в том, что президент, премьер и минсвязь публично выступают в поддержку газет и журналов. После того как в феврале 2015 года главные редакторы четырех ведущих изданий страны обратились к президенту РФ с просьбой об оказании помощи медиаотрасли, В.В. Путин наложил на письмо главных редакторов резолюцию: «Прошу рассмотреть и поддержать». Однако результатов рассмотрения правительством этой резолюции нет. Также практически не выполняются и более ранние поручения президента РФ по оказанию мер поддержки розничной печати и книготорговых организаций, по повышению доступности печатной продукции для населения. 13 января с.г., когда в России отмечался День печати, председатель правительства РФ Д.А. Медведев, вручая заслуженным деятелям медиаотрасли правительственные премии в области СМИ, подчеркнул важность формирования и укрепления единого информационного поля в нашей стране при активном участии печатных СМИ. А.К. Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, также неоднократно выражал поддержку системы издания и распространения печатной продукции и не так давно в своём интервью «Российской газете» заявил о необходимости либерализации рекламного рынка как о способе оздоровления экономики печатных СМИ.

Но, к несчастью, все эти позитивные сигналы не получили реального воплощения, и медиаотрасль продолжает стагнировать.

Вот и приходится констатировать, что дауншифтинг в отношении нашей отрасли носит рукотворный характер, и просвета пока не видно. А выход из всей этой ситуации очень простой: развяжите нам руки, предоставьте свободу в размещении рекламы в СМИ, в формировании ассортимента сопутствующих товаров киосков прессы, как это делается в Белоруссии, и создайте условия для привлечения инвестиций в отрасль. И медиаотрасль встанет с колен. В противном случае падение только продолжится.
PlanetaSMI