Есть ли жизнь после прессы? И можно ли спасти бизнес через банкротство?
Для ответа на эти вопросы на конференции «Формирование инновационной инфраструктуры и поддержки инновационного развития предприятий издательской и распространительской отрасли. Антикризисные меры для медиарынка» (Алушта, Республика Крым) была организована специальная дискуссия. Ее модераторами выступили председатель Правления НП «НСРП «Союзпечать» М.А.Былева и президент НП «НСРП «Союзпечать», генеральный директор АО «АРПИ «Сибирь» С.Д.Гаврилов.
В качестве отправной точки для дискуссии С.Д.Гаврилов предложил обсудить вопрос о равенстве возможностей по борьбе с кризисными явлениями на рынке распространения у столичных и региональных участников рынка. Столичные распространители прессы избрали главным методом развития в условиях кризиса диверсификацию бизнеса. В ряде случаев убытки от работы на рынке распространения прессы покрываются за счет других видов деятельности. Но для региональных участников рынка это малореальный выход из положения.
Дополнительный негативный фактор связан со стремлением участников рынка решать свои проблемы за счет партнеров. Например, крупные ритейлеры добились увеличения сроков отсрочки платежей до 60 банковских дней, хотя «оборачиваемость» денежных средств в сегменте розничных продаж прессы составляет 12-14 дней. Дистрибьюторы, защищая свои интересы, увеличили отсрочку по платежам издателей до 120 банковских дней. При этом, привычка платить вовремя считается на рынке прессы моветоном.
Выходом из сложившейся ситуации может стать использование опыта стран Прибалтики и Скандинавии. Здесь дистрибьюторы и продавцы прессы сразу же договариваются о доле прибыли, которая достанется каждому из них. А пресса составляет лишь 10-20% от оборота киосковых сетей. В рамках этой модели развития бизнеса доход от продаж прессы составляет лишь небольшую часть общего дохода, и для дистрибьютора нет проблемы в том, чтобы поделиться значительной его частью с издателями.
У компании АРПИ «Сибирь» есть большой опыт продаж сопутствующих товаров в киосковых сетях. Например, в некоторых киосках компании до 30-40% оборота составляют спиртные напитки. Запрет на продажу спиртных напитков в киосковой сети в городе Улан-Удэ привел к вынужденному сокращению количества торговых точек на 30%. Другой пример успешной работы АРПИ «Сибирь» в условиях кризиса связан с использованием логистических мощностей для перевозки не только прессы, но и других товаров. В частности, компания стала крупнейшим на территории Сибири перевозчиком товаров интернет-магазинов OZON.RU и «Лабиринт».
М.А.Былева рассказала о негативной практике взаимоотношений издателей и дистрибьюторов на рынке прессы в условиях кризиса. Часто издатели и дистрибьюторы, вместо того чтобы поддерживать друг друга, начинают «топить» своих партнеров. С.Д.Гаврилов указал, что подобные примеры случаются и на смежных рынках. Например, издатели книг буквально «убили» своей политикой компанию «Топ-книга», занимавшую от 15 до 20% книжного рынка в России.
По мнению М.А.Былевой, выходом из ситуации могло бы стать банкротство дистрибьютора, попавшего в сложную ситуацию. Цель такого банкротства – не разрушение бизнеса, а достижение мирового соглашения с издателями. Условием такого соглашения может стать безусловная оплата за проданные издания с определением ее сроков и форм, позволяющих дистрибьютору и расплатиться, и спасти бизнес. Минимальный срок «замораживания» платежей может составлять от трех лет.
Не все участники дискуссии согласились с идеей санации предприятий дистрибьюторов с целью спасения бизнеса. По словам директора по распространению ИД «Российская газета» Л.И.Бортник, банкротство распространителей будет негативно воспринято издателями.
Эксперт медиаотрасли Т.Н.Близнюк предложила рассмотреть в качестве антикризисной модели укрупнение дистрибьюторского бизнеса. В дискуссии приняли активное участие другие участники конференции.
В завершение дискуссии выступили М.А. Былева и С.Д. Гаврилов. Они обобщили основные идеи и предложения, прозвучавшие во время дискуссии, выразили надежду на то, что все прозвучавшие предложения станут руководством к действию для участников российского медиарынка. А результаты использования предложенных рецептов выхода из кризиса станут поводом для исследования и обсуждения на будущих отраслевых мероприятиях.
Пресс-служба Оргкомитета конференции