Инфографика: подготовка и аудитория
Инфографика не должна создаваться ради инфографики. Человеку она должна быть полезной. С ней у него появляется еще одна возможность получить новые знания, вынести из инфографики практическую пользу. Этими словами Николая Романова, совладельца журнала «Инфографика», начну пост с советами по визуализации.
Подготовка инфографики делится на три основных этапа:
- Смыслы Первый мы условно называем «смысл». На этом этапе мы работаем над разработкой тезисов, из которых будет состоять инфографика. Это вопросы, на которые в инфографике будут даны ответы. Вы хотите, к примеру, сделать статью о ВИЧ. Вы формулируете тезисы, на которые эта статья должна отвечать. Что такое ВИЧ? Как он превращается в СПИД? Как можно заразиться? Сколько людей больны ВИЧ-инфекцией, какая динамика и где можно сдать кровь на анализ. Допустим, вы сформулировали такие тезисы и в результате у вас получится статья. Такая же работа проводится для создания инфографики.
- Информация После того как тезисы сформулированы, журналист ищет информацию. Под каждый тезис формулирует вопросы, на которые он должен найти ответы. После того, как вся информация собрана, ее анализируют, вычленяют самое главное, пытаются расставить смысловой акцент, что за чем идет — опять же по сути процесс точно такой же, как для написания привычной журналистской статьи.
- Визуализация Когда эта работа проделана, журналист начинает общаться с дизайнером, объясняет ему основной посыл истории, поясняет те акценты, которые он расставил, и дизайнер на основе этой информации делает первоначальный скетч (набросок, рисованные заметки), в котором он всю историю выстраивает в графическом виде.
После того, когда готов скетч, журналист общается с дизайнером, они могут обсуждать, что необходимо поменять, потому что у дизайнера в ходе работы могут возникнуть какие-то мысли. Он, например, может понять, что какие-то вещи не стыкуются или в какой-то блок хорошо бы добавить информации. Тогда журналист должен дособирать информацию. Либо журналист может править дизайнера, объясняя ему, где тот допустил смысловую ошибку в графике. Когда готов скетч, который оптимально всех устраивает, дизайнер подбирает несколько вариантов стилистики. Все вместе обсуждают и выбирают, что лучше подходит и после этого уже непосредственно приступают к визуализации.
Аудитория инфографики
Вот поэтому стоит разделять цель использования инфографики. Если вы говорите об инфографике для соцсетей, то, естественно нужно выделять 5-6 фактов по теме и подавать их максимально яркой упаковке. Наш опыт показывает, что инфографику очень плохо воспринимают люди старше 35-40 лет. Если анализировать аудиторию нашего журнала, то его в основном читают люди до 35. Наши читатели: около 80% — это люди от 20-35, и, соответственно, по 10% младше 20 лет и примерно 10% те, кто старше 35.
Текст VS графика?
Под инфографику нужно собирать информацию таким образом, чтобы ее в текстовой части было как можно меньше. 2-3 предложения суммарно это около 250 знаков. И вот эти 250 знаков текстовой информации смотрятся уже очень внушительно. Это уже очень много текста! Понимаете???
Поэтому очень важно выбирать лаконичные формулировки и не использовать текст в качестве стандартной истории, когда можно долго вкатываться и долго пояснять свою мысль. Это основная проблема работы с инфографикой. Когда мы только начинали, у меня был определенный журналистский опыт и я пытался в тексте оставить информацию, которая уже отображалась в картинке.
В инфографике очень важна вот эта связка текста и дизайна, когда вы что-то нарисовали, и ты понимаешь — человек вот эти моменты считает с картинки, поэтому в тексте оставляешь только какие-то маленькие, направляющие, поясняющие слова, которые ему точно помогут понять этот смысл. При работе с текстом очень важно оставить ту самую главную мысль, соль, которая есть в любой информации и это самое сложное. Потому что, как показывает практика, любой текст нужно очень сильно порезать, выкинуть все лишнее. Текста должно быть ровно столько, чтобы человек мог понять инфографику.
Различается ли инфографика для печати и интернета?
Если в интернете размещать инфографику вроде той, что мы делаем в журнале, то ее, скорее всего, будут меньше изучать. В силу того, что мы рассчитываем на печатный образец и, соответственно, у нас много деталей, которые нужно рассматривать, внимательно изучать. Создавая свою инфографику, мы представляем себе человека, который сидит за столиком в кафе и у него есть минут 5-10, чтобы как раз изучить одну статью.
В интернете, соответственно, это не работает по той простой причине, что многие просматривают с экрана и если изображение больше экрана, нужно куда-то пролезть, нужно увеличивать, то, скорее всего, человек просто закроет картинку, не будет с ней знакомиться. Поэтому в создании инфографики для интернета есть своя специфика. Она подразумевает, что инфографика должна быть по ширине, где-то 800, максимум 1224 точки. По ширине стандарта экрана и по высоте, желательно, чтобы она не сильно отличалась опять же от распространенных стандартных размеров. В интернете важно, чтобы человек открыл картинку и сразу мог все прочитать.
Негативный момент в этой подаче заключается в том, что очень мало информации можно отобразить, если ты ограничен размерами, просто в силу того, что у тебя маленький объем. Поэтому очень часто в интернете много пустой инфографики, ни о чем. Обычно это 2-3 факта, которые вроде бы не стоят внимания, но аудитория на них реагирует.
Гулим Амирханова
Best-app.ru Материал подготовлен на основе скайп-колла Николая Романовас участниками одного из семинаров Гулим Амирхановой по мультимедийным инструментам для СМИ
Pingback: Инфографика: подготовка и аудитория | Личные кабинеты