Как государство поддерживает социальные проекты в СМИ?
Роспечать завершила распределение средств федерального бюджета на государственную поддержку социально значимых проектов в печатных средствах массовой информации в 2016 году.
Региональной прессе во время кризиса приходится особенно несладко. Практически единственным источником существования СМИ является реклама, а на нее, как известно, в текущих экономических реалиях у бизнеса средств не всегда хватает. Сокращение бюджета неизбежно приводит к гибели издания. А что если это единственное печатное издание и в городе или даже в целом регионе? Несколько сотен граждан не могут остаться без основного источника информации о месте, в котором они живут.
Способ поддержать региональные СМИ нашли в реализации социально значимых проектов.
Куда идут деньги из бюджета и зачем они СМИ?
Фильм каждые 15 мин прерывается рекламой. Газета пестрит разношёрстными рекламными модулями. Интернет поставляет на открываемые вкладки рекламу, связанную с предыдущими запросами. Ну, кого из нас это не раздражает? А что делать, если экономические условия таковы, что без рекламы средствам массовой информации не выжить?
А если речь идёт о социальных проектах, то они рекламодателям, как правило, малоинтересны, поскольку чаще всего убыточны. Тем более — в изданиях, имеющих небольшие тиражи в силу ограниченности распространения границами своего региона или даже района. Между тем, для жителей этих районов, городов и сёл они очень важны. Без поддержки из того источника, который интересует не прибыль, а социальное благополучие общества, у них в принципе нет права на жизнь. И единственным таким источником является бюджет.
Более 1,1 тыс. заявок на реализацию социально значимых проектов в периодических печатных изданиях за этот год рассмотрело Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Состоялось 4 заседания экспертного совета. 318,5 млн рублей получили в качестве поддержки 848 проектов в 659 печатных изданиях из 69 российских регионов.
Большая часть — 265 млн рублей (83%) — уйдёт в 553 региональные издания, где реализуют 734 социально значимых проекта. Из федеральных СМИ помощь (53,5 млн рублей) получат в основном детские, литературно-художественные, научно-популярные и культурно-просветительные издания.
Социальные проекты как единственный способ выжить
Как разъясняют в Роспечати, столь серьёзная поддержка региональной прессы стала возможна благодаря тому, что из госказны с 2015 г. выделяются дополнительные средства на эти цели. С такой инициативой в своё время выступил Общероссийский народный фронт, а президент страны поддержал её. Депутаты же откликнулись и предусмотрели в бюджете соответствующую строку.
Это ощутимая помощь для региональных печатных изданий — многим газетам и журналам субсидии помогли выжить в нынешний сложный для печатной прессы период. И конечно, важно, чтобы эта форма поддержки региональных СМИ, равно как и её объёмы, сохранилась и в 2017, и в последующие годы.
Собственно, ничего экстраординарного в решении наших законодателей нет. В Финляндии, Норвегии, Швеции, Австрии региональные газеты получают прямые бюджетные субсидии — разнится только подход к выбору таких изданий.
У нас выбрали проектную форму поддержки и тем самым, помимо конкретной помощи конкретными суммами, издания получают ещё и опыт социального проектирования — направления, которое показывает свою эффективность и находит живой отклик у читателей.