Конкурс этнической журналистики в Казани выходит на новый уровень

В Татарстане завершается региональный этап всероссийского конкурса «Многоликая Россия». Уже в ноябре станет известно, кто из республиканских журналистов лучше всего освещает этническую тематику. Абсолютный победитель получит эквивалент стоимости автомобиля — 450 тысяч рублей.

Парадокс, но татарстанские СМИ впервые участвуют в конкурсе, который в течение восьми лет проводится в Казани Союзом журналистов РТ и Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Возможность эта появилась благодаря тому, что в 2014 году «Многоликая Россия» получила признание и финансовую поддержку федерального центра.

Напомним, конкурс был учрежден в 2006 году с целью популяризации национальных традиций и обычаев, формирования интереса к культуре и искусству различных народов, проживающих в России и за ее пределами. Тема, казалось бы, для страны очень важная, но так вышло, что находится она на периферии отечественного информационного поля. Крупные каналы и издания затрагивают ее от случая к случаю, вскользь, как правило, чтобы разбавить политико-экономические новости «фольклором». А небольшие областные и районные СМИ, уделяющие этой сфере больше внимания, погоды в глобальном медийном пространстве не делают.

Между тем в Татарстане, где в мире живут более ста народов, национальная политика всегда была в приоритете. И неудивительно, что «Многоликая Россия» возникла именно здесь. А чтобы показать, насколько серьезно в республике относятся к этому проекту, главным призом учредили автомобиль. По меркам даже федеральных журналистских конкурсов дело неслыханное. При этом сами хозяева от участия отказались.

— Татарстанские журналисты были бы в заведомо выигрышной позиции, — поясняет первый заместитель руководителя «Татмедиа» Нурия Беломоина. — У них, живущих в республике, где не закрывались национальные СМИ и не прерывались традиции, опыта в освещении этой темы больше.

Год от года конкурс развивался. И в результате превратился в масштабный фестиваль этнической журналистики. Он объединил сотни талантливых авторов со всей страны, стал площадкой общения и в какой-то мере отдушиной для представителей региональных и национальных СМИ. Не секрет, что им сейчас приходится нелегко. К слову, многие в буквальном смысле проживают в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. Даже поездка в Казань для них целое приключение. А уж если помимо ярких впечатлений привезешь автомобиль, то это вообще чудо. В каких только регионах теперь не встретишь призовую машину «Многоликой России»! Среди них Астраханская и Кемеровская области, Башкортостан и другие.

Однако конкурс не сводится лишь к вручению наград и развлекательной программе.

— Мы обязательно привлекаем спикеров федерального уровня, экспертов в этнокультурной тематике, — рассказывает Нурия Беломоина. — Сфера это щепетильная. Одно дело освещать песни и пляски, другое вникать в жизнь того или иного народа. Здесь немало проблемных моментов. Как о них говорить, чтобы никого не обидеть? У нас этому учат. В последний раз мы приглашали представителей гильдии межэтнической журналистики.

По мере того как росла популярность «Многоликой России», у татарстанских журналистов все чаще возникал вопрос, почему они все же не могут участвовать в конкурсе. Раз уж победа на своей территории будет выглядеть не совсем корректно, нельзя ли разделить конкурс на два этапа: республиканский и межрегиональный? В этом случае участники не пересекались бы. Но на это у организаторов попросту не хватало средств, пока, наконец, «Многоликую Россию» не заметили в Москве. Конкурс включили в программу национальной политики РФ, и теперь он будет проводиться на основе софинансирования.

— Просто глыба сдвинулась с места, — делится радостью Нурия Беломоина. — Неоднократно мы обращались в федеральный центр с просьбой обратить внимание на этот конкурс. На наш взгляд, «Татмедиа», организуя это мероприятие, выполняет федеральную функцию, потому что его цель — продвижение культуры народов России. Вроде бы, такие избитые ценности, но сейчас жизнь показала, насколько они актуальны.

Мы вновь и вновь должны обращать внимание на эту тему, неважно, является она прибыльной или нет в условиях коммерциализации СМИ. Это жизненно необходимо. Внимание порождает интерес, а он в свою очередь сменяется уважением к традициям народов. Из этих трех компонентов и складывается толерантность.

Теперь перед организаторами стоит еще одна задача — развитие и продвижение сайта «Многоликая Россия». Старт работе сайта был дан в этом году. Здесь, по сути, получили вторую жизнь материалы участников конкурса: статьи, телевизионные сюжеты и радиопрограммы. Из них, как из разноцветных камешков, складывается удивительная мозаика страны. Страны во многом незнакомой.

— Сегодня в информационном пространстве нет портала, где через призму СМИ можно было бы познакомиться с культурой разных народов. Как танцуют лезгины и поют кабардинцы, что такое медвежий праздник у народов ханты и манси, какие традиции есть у алтайских народностей, чем живут люди на Камчатке? — говорит Нурия Беломоина. — Задача сайта — аккумуляция таких материалов. На первых порах в рамках конкурса, а в будущем хотелось бы, чтобы журналисты, пишущие на этнические темы, выкладывали здесь свои работы.

«Российская газета»

agentstvo