Молодежь — мишень информационного воздействия
Преподаватели кафедры журналистики и кафедры конфликтологии ИСФН КФУ в ходе круглого стола, состоявшегося 30 марта, обсудили проблемы информационного воздействия на молодежь.
В круглом столе на тему «Информационная война в социальных сетях: стратегии и мишени» приняли участие преподаватели и студенты Казанского университета, а также блогеры и журналисты. Дискуссия получилась острой, порой переходящей в спор. В нашу жизнь настолько проникли медиа, что почти каждый стал активным пользователем интернета, социальных сетей. Особенно это касается молодежи. Именно она становится основной мишенью для информационного влияния.
Как считает завкафедрой журналистики ИСФН КФУ Светлана Шайхитдинова, сегодня участники информационных войн все меньше рвутся в атаку, все чаще используют точечные формы воздействия: к примеру, вирусную рассылку. Нам же, пользователям сети, невозможно «отсидеться в окопах». Участники обсуждений в социальных сетях нередко переходят на язык вражды и ненависти, что имеет большую разрушительную силу. Пользователи должны уметь улавливать приемы информационного воздействия, которые в совокупности и становятся информационным оружием.
Среди методов ведения информационных войн — троллинг, флейминг, флуд, бан. Эти явления, обозначаемые такими еще непонятными для широких масс терминами, могут способствовать зарождению большого конфликта. Так, если говорить на языке интернет-пользователей, провокаторы троллят, то есть выводят участвующих в диалоге на эмоции. Противостоять этому может только модератор темы, добавив активистов троллинга в черный список, другими словами, забанив. Однако зачастую автор топика сам разжигает конфликт, поэтому блокирует тех пользователей, которые адекватно высказывают свое мнение и обосновывают его. Если адекватных сообщений становится много, провокаторы начинают флудить — заполнять пространство ненужными комментариями, мешая ходу дискуссии и сбивая участников с темы.
— Одна из причин виртуальных конфликтов — возможность вести себя в интернете более агрессивно, чем в обычной жизни. Этому способствуют факторы анонимности, а также поиск сочувствующих, которых нет в реальной жизни. То, что в жизни может оказаться непростительным, в сети вызывает либо игнорирование, либо одобрение. Кроме того, негатив, клевета, обвинения стали нормой виртуального пространства. Бесконфликтному поведению в сети теперь нужно обучать. Вот только проблема не в том, что таких учебных центров нет. Они есть! Однако некоторым подобные знания не нужны, поскольку провокаторы занимаются профессиональным троллингом, выводя людей на эмоции, — прокомментировал проблему завкафедрой конфликтологии ИСФН КФУ Андрей Большаков.
Зачастую блогеры и авторы комментариев хотят показать себя экспертами в определенной области. Однако цели посещения социальных сетей у блогеров и экспертов разные. Первые пытаются различными путями привлечь внимание пользователей. Вторые же стараются поделиться своими знаниями, полученными путем теоретической и практической деятельности. Эксперт компетентен в затрагиваемом вопросе, разобраться в теме ему позволяет соответствующее образование.
А между тем возможностями интернет-пространства активно пользуются представители экстремистских организаций, чтобы привлечь в свои ряды новых членов. Доцент кафедры конфликтологии Андрей Иванов привел один из таких примеров. С 2013 года после начала украинского кризиса распространяется праворадикальная идеология. Способ вовлечения в нее — предоставление возможности бросить вызов «несправедливому обществу». Специалист отметил, что движение отстаивает идеи превосходства одной расы, нации или этнической группы над другой, призывает к открытой борьбе, а также свержению власти.
Подводя итоги круглого стола, специалисты пришли к выводу: пользователям интернета, чтобы не стать «мясом в мясорубке информационной войны», не стоит поддаваться на провокации. Нужно уметь отличать адекватные мнения от сообщений авторов, которые пытаются спровоцировать конфликт.