Некоторые рекомендации по интервьюированию пострадавших

Интервьюирование пострадавших — то есть людей, которые пережили какую-то травмирующую ситуацию, — может довольно сильно отличаться от интервью, которое вы берете, например, у политика, желающего утаить от вас важную информацию. Во втором случае это человек, облеченный властью и «прочно стоящий на ногах», а в первом — тот, у которого «почва выбита из под ног», переживающий ужас и бессмысленность происходящего.

Соответственно, и задачи интервьюера будут несколько другие, да и правила беседы тоже.

Поэтому кроме обычных «этических моментов», которые в интервью с пострадавшими нужно соблюдать особенно тщательно, есть и некоторые дополнительные рекомендации.

Это, конечно, не «свод правил» — просто некоторые психологические «подсказки», к которым многие журналисты приходят опытным путем, путем «проб и ошибок» — просто хочется надеяться, что при внимании к этим рекомендациям некоторых ошибок можно постараться избежать…

— Проявляйте заботу и уважение. Установите и поддерживайте зрительный контакт.

— Четко представьтесь и скажите, что вы журналист. Оставьте собеседнику свою контактную информацию.

— Выразите соболезнования и сделайте это искренне (иногда этот шаг представляется слишком банальным или не совсем естественным. Поверьте, если речь идет о потере, выразить соболезнования нужно, и не походя, а всерьез).

— Помните, что люди могут быть в состоянии шока (а значит, у них может быть нарушена память и восприятие событий). Четко объясните свою задачу. Получите информированное согласие. Свяжитесь с человеком на следующий день, пусть он подтвердит согласие на публикацию интервью. Зачитайте ему его высказывания, которые вы использовали в статье/репортаже. Еще раз проверьте, все ли детали вы записали верно (правильное написание/произнесение имени — это важно!).

— Не давайте обещаний, если не уверены, что можете их выполнить. Если заслужили доверие – не теряйте его (звучит банально, но что, если ситуация требует от вас выхода из профессиональной роли, если люди просят вас о чем-то, что не входит в ваши планы? Иногда такие вещи как границы вашей профессиональной роли лучше продумать заранее).

— В критической ситуации, возможно, вы примете решение отказаться от профессиональных обязанностей по сбору информации и начать помогать людям непосредственно. С другой стороны, помните, что в вашу профессиональную роль не входит кризисная психологическая консультация или тушение пожара (если в наличии для этого есть другие специалисты). Вы можете помочь человечеству другим способом.

— Предоставьте интервьюируемому возможность контролировать интервью, насколько это возможно (дайте возможность выбора места и обстоятельств интервью, возможность остановиться или прерваться, если это необходимо и т.п.). Это хоть немного возвращает человеку утраченное при травме чувство контроля над происходящим.

— Постарайтесь получить травмирующие фактические детали у нейтральных лиц. Старайтесь не быть тем, кто сообщит о трагедии.

— Задавайте четкие, открытые вопросы (будьте очень осторожны с вопросом «Почему?» – этот вопрос обращает нас к причинности, а у пострадавших процесс поиска причинности – и собственной вины – обычно и так идет довольно интенсивно и болезненно). Лучше вообще не задавайте вопрос «почему».

— Не «выдавливайте слезу» и вообще не нажимайте на эмоции. Но если собеседник начал плакать – не бойтесь слез и пауз. Держите наготове салфетки или бумажные носовые платки. Не бойтесь «напомнить» о потере.

— Внимательно СЛУШАЙТЕ и ПРИСУТСТВУЙТЕ. Старайтесь сами сохранять спокойствие и уверенность.

— Будьте активным слушателем – повторяйте сказанное, проверяйте, правильно ли вы поняли собеседника, суммируйте сказанное (это поможет вам, во-первых, убедиться в том, что вы правильно записали все факты, а во-вторых, также поможет проявить эмпатию).

— Не сравнивайте (ваш опыт с их опытом). Лучше не говорить: «Я знаю, что вы чувствуете» (Можно упомянуть, что с вами произошел аналогичный случай – если он действительно произошел! – но не концентрируйтесь на собственных чувствах).

— Снова, не сравнивайте (произошедшее с потенциально худшей ситуацией) – лучше не говорить «Могло быть и хуже», это обесценивает страдание, лишает человека права горевать.

— Не старайтесь обязательно выдать «волшебное» объяснение, утешение или «слова мудрости», от которых собеседнику моментально станет легче.

— Старайтесь быть внимательны и деликатны в мелочах (это выполнить сложнее всего, но старайтесь не упустить из виду даже детали – например, если вы пришли брать интервью у вдовы, лучше не «ворковать» по телефону со своим супругом).

— Будьте готовы остановиться, отступить или даже отказаться от интервью, если этого требует состояние вашего собеседника.

— (ВСЕГО ОДИН ПУНКТ ПРО САМИХ ЖУРНАЛИСТОВ, НО ВАЖНЫЙ) Отдавайте себе отчет в своих собственных переживаниях. Изучите свои реакции в стрессовой обстановке. Принимайте меры предосторожности и заботы о себе.

— Не воспринимайте список этих рекомендаций как конечный. Дополните его своими собственными примерами, выводами и уроками.

Источники:

Covering Violence: A Guide to Ethical Reporting About Victims & Trauma by William Coté and         Roger             Simpson          (Columbia       University       Press,   2006).
Марк   Брэйн,            Центр             Дарт    Европа
ОльгаКравцова, ЦентрДартРоссия

Livejournal