О продажах периодической печати «с рук»

ARPP

В последнее время в медиасообществе развернулась дискуссия о продаже прессы «с рук», её преимуществах и недостатках. В АРПП считали этот разговор внутриотраслевым и не полагали необходимым переносить его в публичную сферу. Однако публикации на эту тему на сайте одной из издательских организаций и появление там же открытого письма мэру Москвы С.С.Собянину по данной проблеме вынуждают нас дать публичный комментарий. 

Сначала об истории вопроса. Распространение прессы «с рук», как известно, впервые заявило о себе во время Французской революции, когда кроме баррикад в Париже появились десятки гаврошей, распространяющих прессу среди горожан. В начале прошлого века в России агенты ленинской «Искры» тайными тропами доставляли революционную печать пролетарским массам.  В 90-е годы прошлого столетия с рождением новой, демократической России распространение прессы «с рук» в Москве и других городах страны приобрело значительный размах и в те годы выполняло важную общественную функцию. 

В наши дни данная форма распространения прессы значительно сократилась по масштабу и сохранила своё присутствие в основном в столице. По оценкам экспертов, через так называемых «ручников» в Москве распространяется около 6% всей прессы в экземплярах и 4% в рублёвом исчислении. Число продавцов «с рук» составляет несколько сотен человек, и работают они по специальным разрешениям департамента СМИ.

У этой формы распространения прессы есть преимущества и недостатки. Плюс выражается в том, что это – мобильная форма реализации ежедневных газет и еженедельников на больших пассажиропотоках у станций метро и на транспортно-пересадочных узлах. Издатели, чьи издания входят в ассортимент «ручников», заинтересованы в этом формате продаж. Цены здесь по ряду причин, как правило, ниже, чем в киосках и павильонах, что привлекает покупателей. В числе недостатков данной формы распространения прессы – ограниченный ассортимент. Кроме того, как отмечали в департаменте СМИ, на рынке появляется много продавцов с поддельными разрешениями на право торговли, и эти незаконные продавцы часто выглядят неопрятно, загрязняют территорию. Муниципалитеты столицы неоднократно на городских совещаниях высказывались против подобной формы торговли. А владельцы киосков жаловались, что эти продавцы «с рук» устраиваются возле киосков и павильонов прессы и в силу демпинга снижают продажи нестационарных торговых объектов.

Что касается позиции АРПП по данному вопросу, надо подчеркнуть, что мы выступаем за все формы распространения прессы: чем больше точек продаж прессы в городе, тем лучше. Тем более, что Москва значительно уступает рекомендациям Минсвязи по количеству объектов прессы на душу населения. Но вместе с тем мы считаем, что основным и передовым форматом продаж периодики являются киоски и павильоны прессы. Будущее нашего рынка – в крупных мультиформатных павильонах. А «ручники» и «пресс-стенды» – это вспомогательный формат, который возможен к использованию в тех местах, где нельзя установить стационарные объекты прессы, например, в районе транспортных коммуникаций. Опрятный и хорошо выглядящий «ручник» в форменной одежде может быть весьма востребован при продаже ежедневных утренних и вечерних газет или телегидов на оживлённых пассажиропотоках, особенно при отсутствии киосков прессы вблизи данной точки. Именно таким образом распространяется, например, газета Bild в Германии. У нас же стремление «ручников» увеличить ассортимент продаваемых ими газет и журналов часто приводит к захламлению территории, появлению вокруг точки продажи множества грязных картонных коробок и пакетов, служащих тарой для прессы, и тому подобного мусора.

В настоящее время в Москве динамично развивается проект организации продаж прессы в новых киосках «Мосгорпечати». Считаем, что этот проект необходимо поэтапно распространить на замену «ручников», лотков и палаток на современные торговые форматы на тех местах, где это возможно. При этом будет сохранено общее количество торговых точек, их ассортимент будет расширен, а издатели получат возможность увеличить объем продаваемых тиражей. 

Полагаем, что при всём вышеизложенном подходе к проблеме «ручников» не должно быть особых разногласий участников рынка, особенно если все его игроки соблюдают закон и порядок и принципы здоровой конкуренции.

Сегодня, когда медиаотрасль переживает серьёзный кризис, нам надо придерживаться принципов взаимопонимания и взаимоподдержки. Наша общая задача – развивать систему распространения печатной продукции в стране во всех возможных форматах, но отдавая при этом приоритет новым прогрессивным форматам, которые, в частности, предлагает рынку «Мосгорпечать».
ARPP