Отношение россиян к СМИ: 5 основных тенденций

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследований об отношение россиян к СМИ по пяти основным тенденциям в 46 регионах России. Опрошено 1600 человек.

Первая — «Телевидение VS интернет: в борьбе за аудиторию». Телевидение по-прежнему остается главным источником новостей, однако за последние годы оно теряет свои позиции, уступая интернету (62% в 2015 г., 57% в 2016 г.). И в дальнейшем эта тенденция продолжится.

Вторая — «TV «зомбоящик» или окно в мир?». Оценка положительного влияния телевидения на зрителей за последние четверть века ухудшилась. Если ранее (1989 г.) 73% считали, что телевидение повышает моральный уровень людей, то сегодня об этом говорит только 46%. Однако в пять раз увеличилось число тех, кто отмечает ухудшение нравственности общества под воздействием просмотра телепередач (с 8% до 38%). Третья часть опрошенных считает, что отказ от просмотра телевизора в течении месяца пойдет народу только на пользу.

Третья — «СМИ: доверяй, но проверяй?». Несмотря на снижение интереса, центральные каналы возглавляют рейтинг доверия средствам массовой информации: три четверти жителей страны (75%) им верят, в отличии от региональных каналов. Другие СМИ вызывают доверие менее чем у половины опрошенных, а зарубежным источникам СМИ доверяют только 15% наших сограждан.

Четвертая — «Новости: о принципе объективности». Объективность освещения информации, по мнению респондентов значительно зависит от темы передачи: так новостные материалы о мировых катаклизмах, деятельности главы государства и положения России на мировой арене более половины граждан считают скорее непредвзятыми, то в отношении других передач, касающихся освещения дел в экономике, деятельности оппозиции и др. подобного единодушия уже не наблюдается.

Пятая — «Печатные и электронные материалы будущее рассудит?». Печатные СМИ в наше время читают около трех четвертей наших сограждан (77%): в том числе 12% ежедневно, 31% два-три дня в неделю, 26% пару раз в месяц, 8% хотя бы несколько раз в год. Меньшей популярностью пользуются интернет-версии газет и журналов, их просматривает только половина опрошенных. Бумажную прессу чаще читают люди пожилого возраста 84% (против 61% от 18 до 24 лет), тогда как интернет-пользователи СМИ это скорее молодежь 80% 18-24-летних (против 29% старше 60 лет). Большинство наших сограждан (73%) сообщили, что не готовы совсем отказаться от бумажных СМИ. Но доля тех, кто заявил, что может полностью перейти на чтение электронных медиа, уже составляет 17%. Молодые респонденты выражают подобную решимость в два раза чаще, чем в среднем по выборке (36%), тогда как люди пожилого возраста, напротив, очень редко (4%).

По комментариям экспертов данная тенденция будет только усиливаться, молодежь все больше будет предпочитать получать информацию из интернета, отказываясь от печатных изданий. Доверие к телевидению также с каждым годом снижается.

Источник: РФ-сегодня