Падающие тиражи газет «вызывают тревогу» у министра связи РТ. Он просит подписывать на прессу чиновников и работников предприятий

Падающие тиражи газет «вызывают тревогу» у министра связи РТ. Он просит подписывать на прессу чиновников и работников предприятий

В последние две недели крупные татарстанские чиновники и депутаты выкладывают в сеть свои фотографии с журналами и газетами, изданными АО  «Татмедиа» — эту акцию в конце мая запустил глава холдинга Андрей Кузьмин, чтобы рекламировать падающую подписку на местную периодику. Фото с изданиями «Татмедиа» уже выложили спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, председатель Госкомитета по туризму Сергей Иванов, замминистра труда, занятости и соцзащиты Марат Гафаров, глава исполкома Альметьевска Ильнур Гилемханов и многие другие. 

Вчера стало известно, что компании для удержания продаж нужна дополнительная административная поддержка. Накануне на совещании в кабмине помочь государственной периодике попросил министр связи Татарстана Роман Шайхутдинов. Резкое падение подписных тиражей в республике «вызывает тревогу», заявил он и с трибуны обратился к главам районов с просьбой «активизировать работу по подписке среди своих сотрудников» и работников предприятий.

Министр связи Татарстана Роман Шайхутдинов
Министр связи Татарстана Роман Шайхутдинов

Общие подписные тиражи, по предварительным данным на второе полугодие 2016-го, сократились на 24%, по республиканским изданиям — на 43%, сказал Шайхутдинов. 14 муниципалитетов сократили подписку на 20% и больше. Министр просил президента РТ Рустама Минниханова «уделить внимание» падению тиражей, сообщила пресс-служба правительства. 

Подписка обеспечивает «Татмедиа» основную долю продаж: по ней реализуется большая часть бумажных изданий холдинга. Даже у местных газет, независимых от республиканского правительства, доля розничных продаж мизерная — максимум 20%, говорит один из поставщиков периодики. Причем, добавляет собеседник, немалую долю продукции забирают крупные заказчики — государственные органы Татарстана. 

Кузьмин подтвердил KazanFirst, что доля подпискив структуре продажах «Татмедиа» большая, но точных цифр назвать не смог. Объем заказов со стороны министерств и ведомств, по его словам, не слишком велик.

Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин поддержал акцию подписки на газеты

Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин поддержал акцию подписки на газеты

 

Что читает власть 

Однако госорганы действительно выступают в роли крупных заказчиков периодики, в том числе газет и журналов «Татмедиа», показывает сайт закупок. В апреле минэкономики РТ заказывало подписку на печатные издания, за что готово было заплатить 149 000 рублей. В ноябре прошлого года квартальную подписку на прессу за 209 000 рублей оформил минфин, а в конце 2014-го заказ на подписку стоимостью 98 000 рублей размещал минпромторг. Как правило, ведомства заказывают несколько узкопрофильных изданий, федеральные газеты («Коммерсантъ», «Ведомости», «Российская газета», «Комсомольская правда»), а также издания татарстанского холдинга — «Ватаным Татарстан», «Республика Татарстан», «Татарстан яшьлере», «Казанские ведомости» и др.

Попросив бюджетников оформлять подписку на местную прессу, власти, по сути, просят о двойном налогообложении, говорит главный редактор интернет-издания InKazan Никита Ишмуратов. «Татмедиа» получает госзаказ, суммы которого, по разным данным, оцениваются в 1-1,5 млрд рублей, а учитывая, что холдинг и так дотируется из бюджета, «добровольно-принудительное» оформление подписки означало бы, что покупатель платит дважды, рассуждает он. 

Во-вторых, продолжает Ишмуратов, просьба Шайхутдинова создает нерыночные условия, ограничивая конкуренцию. 

На «Татмедиа» отчасти лежит социальная нагрузка — выпускать районные газеты, которые не выживут в свободных условиях, и поддерживать национальную периодику. Но сегодня холдинг содержит 99 наименований русскоязычных и татароязычных газет и 16 журналов, и лучше всего уже сейчас задуматься об оптимизации филиалов и укрупнении редакций. 

Перемены в «Татмедиа» уже начались, и рано или поздно оптимизация неизбежна, уверен Ишмуратов. Однако сократить огромный штат без социальных последствий довольно трудно, говорит собеседник. 

«Татмедиа» и до этого пыталось пользоваться административными рычагами. В первом квартале этого года, когда у холдинга тоже был спад тиражей (по городским и районным газетам — на 7%, по республиканским — на 5,8%, по журналам — на 7,7%), Кузьмин просил депутатов Госсовета принять закон, который позволил бы местным газетам проще попадать на прилавки торговых сетей. Он предлагал приравнять периодику к социально-значимым товарам и обязать ритейлеров ее закупать. Эксперты тогда говорили, что у этой идеи сомнительные перспективы. 

Артем Малютин — Казань 
KZN_First