Подведены итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин провел совещание, на котором были подведены итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года. Анализ прошедшей подписной кампании показал, что по сравнению с первым полугодием 2015 года подписные тиражи упали на 9,5%. При этом падение подписных тиражей отражает общее сокращение потребительского спроса в стране.
По прогнозам Минэкономразвития России, оборот торговли в стране должен уменьшиться в целом на 8,2%. Эти данные позволяют говорить о том, что подписная динамика соответствует общей экономической ситуации. Падение на рынке автомобилей, одежды и бытовой техники при этом составил 25–30%. Это позволяет сделать вывод о том, что подписка на печатную прессу имеет у населения более высокий приоритет.
В то же время на подписные тиражи влияет переход читателей на электронные версии газет и журналов, за счет чего происходит естественное падение печатной продукции на 5% в год.
Отметим, что государственные субсидии, которые выделялись «Почте России» до конца 2013 года, не оказывали положительного влияния на динамику подписных тиражей. Несмотря на господдержку в объеме 3,5 млрд рублей, ежегодное падение подписных тиражей составляло в среднем 6–7%.
Напомним, что в течение всей подписной кампании второго полугодия 2015 года стоимость доставки ежедневных газет «Почтой России» оставалась на уровне 2014 года. Это позволило поддержать наиболее значимые для населения общественно-политические издания. Для остальных печатных СМИ тарифы на доставку были индексированы ниже уровня инфляции 2014 года.
Всего на мероприятия по поддержке подписки в период подписной кампании на второе полугодие 2015 года «Почта России» направила порядка 700 млн рублей. В частности, для региональных изданий был вдвое снижен порог минимального тиража, необходимый для получения скидки в размере 17% на подписку: с десяти до пяти тысяч экземпляров. При этом для федеральных СМИ с тиражом от 220 тысяч экземпляров скидка в размере 17% на доставку была сохранена, а все издательства районных СМИ получили скидку в размере 25%.
Также в рамках подписной кампании на второе полугодие 2015 года «Почта России» провела две Всероссийские декады подписки, дополнительно к скидкам издательств снизив цену на доставку газет и журналов: на 5% — для федеральных изданий, и на 10% — для региональных и местных СМИ. Только за дни подписных декад было оформлено более 3 млн подписок: из них около 1,7 млн пришлось на центральные издания, по 700 тыс. — на районные и областные, республиканские и краевые.
Подписная кампания на второе полугодие 2015 года показала, что данные по регионам РФ сильно разнятся. В то время как в Магаданской области падение составило 35,5%, в Свердловской области тиражи выросли на 18%.
Итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года представлены в таблице.
| Подписные тиражи увеличились | |
| 1. | Свердловская область |
| 2. | Красноярский край |
| 3. | Республика Адыгея |
| 4. | Брянская область |
| 5. | Ивановская область |
| 6. | Новосибирская область |
| 7. | Псковская область |
| 8. | Рязанская область |
| 9. | Санкт-Петербург |
| 10. | Ставропольский край |
| Тиражи остались практически неизменными (+1,5%) | |
| 1. | Новгородская область |
| 2. | Смоленская область |
| 3. | Чувашская Республика |
| 4. | Республика Татарстан |
| Тиражи сократились менее чем на 10% | |
| 1. | Тверская область |
| 2. | Ульяновская область |
| 3. | Республика Хакасия |
| 4. | Тамбовская область |
| 5. | Республика Северная Осетия (Алания) |
| 6. | Московская область |
| 7. | Республика Мордовия |
| 8. | Амурская область |
| 9. | Астраханская область |
| 10. | Белгородская область |
| 11. | Республика Башкортостан |
| 12. | Республика Бурятия |
| 13. | Владимирская область |
| 14. | Волгоградская область |
| 15. | Республика Дагестан |
| 16. | Республика Ингушетия |
| 17. | Иркутская область |
| 18. | Калининградская область |
| 19. | Республика Карелия |
| 20. | Республика Коми |
| 21. | Костромская область |
| 22. | Краснодарский край |
| 23. | Курская область |
| 24. | Липецкая область |
| 25. | Мурманская область |
| 26. | Ярославская область |
| Тиражи сократились от 10 до 20% | |
| 1. | Республика Алтай |
| 2. | Алтайский край |
| 3. | Архангельская область |
| 4. | Вологодская область |
| 5. | Воронежская область |
| 6. | Республика Кабардино-Балкария |
| 7. | Калужская область |
| 8. | Кемеровская область |
| 9. | Кировская область |
| 10. | Республика Марий-Эл |
| 11. | Москва |
| 12. | Ненецкий АО |
| 13. | Оренбургская область |
| 14. | Орловская область |
| 15. | Пензенская область |
| 16. | Пермский край |
| 17. | Самарская область |
| 18. | Сахалинская область |
| 19. | Томская область |
| 20. | Тульская область |
| 21. | Тюменская область |
| 22. | Удмуртская Республика |
| 23. | Ханты-Мансийский АО |
| 24. | Челябинская область |
| 25. | Чеченская Республика |
| Тиражи сократились от 20 до 30% | |
| 1. | Еврейская АО |
| 2. | Забайкальский край |
| 3. | Республика Калмыкия |
| 4. | Камчатский край |
| 5. | Республика Карачаево-Черкессия |
| 6. | Курганская область |
| 7. | Нижегородская область |
| 8. | Омская область |
| 9. | Приморский край |
| 10. | Саратовская область |
| 11. | Хабаровский край |
| 12. | Чукотский АО |
| 13. | Ямало-Ненецкий АО |
| Тиражи упали более чем на 30% | |
| 1. | Магаданская область |
| 2. | Ростовская область |
| 3. | Республика Саха (Якутия) |
| 4. | Республика Тыва |