Правила журналистов: Александр Малькевич

Правила журналистов: Александр Малькевич

Журналистика – это жизнь. Если ты не готов работать 24 часа в сутки, выбирай другую профессию.

Даже в советские времена об этом прекрасно было сказано в стихах и песнях. Поскольку сам я изначально газетчик, мы с коллегами по профессиональным праздникам всегда поем старую «Песню журналистов» Владимира Трошина на стихи Александра Левикова с припевом: «Снова трое суток не спать, снова трое суток шагать ради нескольких строчек в газете. Если б снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти…». То есть ты этим живешь и не мыслишь себе другого существования, особенно когда понимаешь, что можешь что-то поменять в лучшую сторону.

Журналистика – это наркотик, ты платишь за успех в ней подорванным здоровьем, бессонными ночами, испорченными отношениями с родными и близкими, но если не погрузиться во все это с головой – не будет успеха. Чтобы получилось что-то мощное и яркое – нужно вложить душу. Если у тебя не будет болеть голова, душа, сердце – за то дело, которым ты занимаешься, то ничего не получится, ни в каком из твоих начинаний, ни в одном проекте.

Да, и коль скоро я упомянул про родных, которые, если не терпят, то уходят – приведу еще одну цитату из второй своей любимой песни о профессии. Борис Ласкин для фильма «Дайте жалобную книгу» (кстати, поет эту «Песенку журналистов» снова Владимир Трошин) написал: «Наша должность гонит нас из дома по маршрутам новым, незнакомым. То гостиница, купе или каюта – нет у нас домашнего уюта. И куда бы не занес нас ветер, до всего есть дело нам на свете. Лишь любимые порой на нас в обиде, что так долго нас они не видят…».

Для того, чтобы добиться успеха, надо очень много работать, отказывать себе во всем.

Я начал работать в журналистике еще в школе. И это был первый урок, который я для себя усвоил. Возвращаясь с какого-либо мероприятия поздно ночью, я садился за допотопный компьютер и писал, потому как рано утром нужно было уже отнести материал в редакцию – именно отнести, так как никакой электронной почты еще не существовало.

Я писал полночи, распечатывал и рано утром ехал на перекладных в редакцию – в то время, как мои друзья-одноклассники, а потом и однокурсники звали меня сходить куда-нибудь «зависнуть». Хоть у меня хватало развлечений – я занимался музыкальной и молодежной журналистикой – но они могли позволить себе «гудеть» до утра, и потом полдня отсыпаться, а мне нужно было работать.

Обычно многие журналисты уверяют: «Ни за что, если б заново!». Не верьте. Это жизнь, в которую мы уходим.

Объективно оценивай степень интересности того, что ты пишешь для аудитории.

Как начинающий молодой автор я переболел графоманией – когда ты пишешь очень много, и тебе кажется, что все это очень важно и значимо: берешь и «обсасываешь» одну мысль, излагая ее на нескольких страницах, думая, что аудитории не понять, что ты хотел сказать, все пытаешься «разжевать».

Меня спас тогда мой первый учитель, удивительный человек, главный редактор питерской молодежной «Новой газеты» Александр Потехин, немилосердно правивший мои тексты.

Краткость – сестра таланта, все твои переживания, чувства, размышления не очень интересны читателю. Особенно актуально это правило стало сейчас, в век высочайших информационных скоростей, когда людей интересует информация, факты. Именно поэтому я не очень люблю ту часть журналистики, которая называется публицистикой. Мне эти оценочные суждения неинтересны, я хочу конкретики.

Считаю, что нужно стремиться к тому, чтобы каждый твой материал был интересен аудитории. Я придерживаюсь принципа: то, что мы делаем, не должно оставлять равнодушным, вот и все. То есть, если это не оставляет равнодушным, люди спорят, люди обсуждают – значит, они смотрят (речь сейчас именно о телевизионных проектах). Я эффективность СМИ, особенно государственного, меряю только по формальным и неформальным рейтингам и по тому, что называется английским словом feedback – обратной связи.

Не выдумывай. Ты не писатель-фантаст.

В нашей профессии нельзя сочинять в плохом смысле этого слова; мы знаем об этом благодаря реальным историям журналистов-мошенников.

Живой пример – «легендарный» американский журналист Стивен Гласс, три года обманывавший редакцию The New Republic. Он в итоге не только лишился возможности писать, но и впоследствии не мог получить право на занятия юриспруденцией более десяти лет.

Замечай хорошее.

Я много раз говорил о том, что современные СМИ в погоне за рейтингами дают сплошняком негатив, и у части зрителей это неизбежно вызывает отторжение, потому что на нас всех давит информационный шум.

XXI век – время огромного количества информационного мусора, который идет на нас с бесчисленных лент в социальных сетях и иных информационных источниках. И ни к чему хорошему это не приводит. Достаточно посмотреть на разные всплывающие новостные баннеры: «Убили!», «Расчленили!», «Съели!».

Я имею в виду, что такой массированный посыл негатива, его наплыв, он, на мой взгляд, для любого нормального человека вреден, потому что формирует вокруг него негативную среду. Я бы хотел, чтобы те СМИ, которыми я руковожу, не забывали и рассказывали о том хорошем, которое объективно существует. Мы не говорим о приукрашивании или лакировке действительности. Просто о том, чтобы не замалчивать то реальное, что есть. Замечать его.

Есть такое распространенное мнение, что государственные СМИ являются инструментом пропаганды. Но… это только в неумелых руках. Считаю, что государственные СМИ (а на самом деле, все!) должны выполнять важную функцию – работать над улучшением социального самочувствия людей.

Всю жизнь учись.

Всегда глубоко погружайся в материал, стань экспертом в своем направлении.

Я всегда был категорическим противником журналистских факультетов, сам на него не поступал, потому как считаю, что у человека должна быть профессия (он должен быть специалистом в чем-то), а дальше или от природы или путем каких-то тренировок он или будет интересным рассказчиком, либо нет.

Да, на журфаке тебя, предположим, научат красиво писать и красиво говорить, только о чем? Нужно еще фундаментальное образование, базовое – хотя бы рассчитанное на общую эрудию.

В современном мире журналисту гораздо проще работать в профессии, есть гигантское количество источников, которые легко находятся, легко читаются, есть адское количество книг, фильмов, показывающих, как можно и как нельзя поступать журналисту. Наша профессия – все время в движении, в поиске новых форм завоевания зрителя, читателя, слушателя. Остановиться – значит погибнуть.

Цени каждую возможность.

На пути журналиста встречается множество интересных людей, нужно ценить встречи, которые преподносит судьба в твоей профессии. Всегда бери максимум от беседы, ведь если бы ты знал, что этого человека больше не увидишь, то бережнее бы относился к такой возможности и старался бы больше впитать эмоций, чувств и информации.

Будь одержимым всегда, на любой должности.

Я уже говорил о том, что в нашей профессии никогда нельзя расслабляться. Ты всегда должен быть собран, потому что буквально каждую минуту ты можешь пропустить что-нибудь важное.

Кто-то не выдерживает «медных труб» в виде не только славы, но и высокого кресла. Успокаивается. Останавливается на достигнутом. Все, смерть.

Берите пример с Константина Эрнста: да, медиаменеджер; да, всего добился; да, он столько лет возглавляет самый что ни на есть Первый канал. И он постоянно нацелен на движение, на беспощадный и яркий креатив, запускает мощнейшие проекты, не сидит на месте. И сам всегда оказывается на острие. Я – за такую одержимость, за страсть, без которой в нашей профессии нечего делать.
jurdom