Президент, премьер и Минкомсвязь поддерживают печатные СМИ, но перемен к лучшему не наблюдается

13 января с.г. в России отмечался День печати. По этому случаю Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев вручил заслуженным деятелям медиаотрасли правительственные премии в области СМИ, подчеркнув при этом важность формирования и укрепления единого информационного поля в нашей стране.

Немного ранее, 5 января с.г. года, президент РФ В.В. Путин дал большое интервью печатному немецкому еженедельнику Bild, а не какому-нибудь сетевому ресурсу. Это свидетельствует о том, что, в эпоху широкого распространения интернета и развития цифровых технологий, газеты и журналы остаются так называемой зоной доверия как для большинства россиян, так и для жителей других стран.

А.К. Волин, заместитель Министра связи и массовых коммуникаций, также выразил поддержку системы издания и распространения печатной продукции и не так давно в своём интервью «Российской газете» заявил о необходимости либерализации рекламного рынка как о способе оздоровления экономики печатных СМИ. 

Несмотря на поддержку российской медиаотрасли со стороны руководства страны и данные президентом РФ В.В. Путиным поручения в этой части, негативные тенденции в экономике рынка прессы, значительно усугубились в 2015 году и сохраняются в наступившем году. Причинами экономического спада стали как общий финансовый кризис и снижение доходов населения, так и рост цен на бумагу, повышение тарифов на подписку, сохраняющиеся административные барьеры и несовершенство законодательства в сфере печатных СМИ.

В результате перечисленных факторов стремительно сокращается количество торговых объектов прессы, объём розничных продаж периодической печати в 2015 году снизился на 2,3% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, суммарный тираж упал на 15%. Продажи по подписке сократились на 6%, подписной тираж – на 16%. В стоимостном выражении рынок распространения газет и журналов сократился на 3,3%. Рынок рекламы в российской печатной прессе в 2015 году по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократился на 32%, наружной рекламы — на 25%, рекламы на телевидение и радио — на 19%.

Медиасообщество прилагало все возможные усилия по выведению отрасли из кризиса и оздоровлению экономической ситуации на рынке прессы. 

В феврале 2015 года главные редакторы 4 ведущих изданий страны — «Российской газеты», «Московского комсомольца», «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов» — обратились к президенту РФ В.В. Путину с просьбой об оказание помощи медиаотрасли.

В частности, руководители печатных СМИ попросили отменить таможенную пошлину на бумагу и картон, которые не производятся или производятся в России в недостаточном количестве. При этом одновременно ввести экспортную пошлину в размере 5–10%.

Также в своём обращение главные редакторы обратили внимание президента РФ В.В. Путина на необходимость расширения ассортимента товаров, продаваемых в газетных киосках, и включения показателя обеспеченности НТО прессы на 1 тыс. человек в группу показателей, участвующих в расчёте губернаторских рейтингов. 

Третье предложение представителей крупнейших российских изданий коснулось дотаций на доставку подписных тиражей, которые необходимо вернуть ФГУП «Почта России» в 2016 г. в размере 4 млрд. рублей с целью сохранения и развития института подписки на газеты и журналы в  нашей стране. 

В. В. Путин наложил на письмо главных редакторов свою резолюцию: «Прошу рассмотреть и поддержать». Однако, результатов рассмотрения Правительством этой резолюции нет. Также практически не выполняются и более ранние поручения президента РФ по оказанию мер поддержки розничной печати и книготорговых организаций по повышению доступности печатной продукции для населения. 

К январю 2016 года ситуация в медиаотрасли не изменилась – ежедневно сокращается количество киосков прессы, существенно повысились цены на периодическую печатную продукцию и книги, резко сократились продаваемые в розницу и по подписке тиражи. Из-за финансовой нестабильности издателей и распространителей и административного произвола в отношении представителей малого и среднего бизнеса, занятого в сфере производства и дистрибуции печатной продукции, сохраняется серьёзная угроза информационной безопасности нашей страны, что особенно тревожно в год очередных выборов в Госдуму РФ, которые состоятся осенью с.г.

Медийная общественность выражает надежду на то, что в наступившем году инициативы экспертов рынка издания и распространения прессы по улучшению ситуации в отрасли будут рассмотрены представителями органов власти всех уровней и, по возможности,  реализованы в кратчайшие сроки. 

Только в этом случае негативный тренд в экономике медиаотрасли, сохраняющийся длительное время, будет преодолён, рентабельность издательского и распространительского бизнеса повысится, и, как следствие, у всех жителей Российской Федерации будет возможность реализовать своё конституционное право на свободный доступ к информации и беспрепятственно приобрести любимые издания по приемлемым ценам. 

Для медиаотрасли принципиально важно отменить все сдерживающие и ограничивающие законодательные акты и административные решения для того, чтобы отрасль могла бы самостоятельно обеспечить рост своих доходов и пополнять бюджет государства. 

Вместе с этим будет укрепляться единое информационное пространство в нашей стране, что в настоящее время приобретает всё большее значение на фоне дестабилизации политической и экономической ситуации в мире.