Римма Ратникова: «Повышение доверия к средствам массовой информации – это государственная задача»
Заместитель Председателя Госсовета РТ обратила внимание и на то, что надо поднимать общий уровень журналистики.
Повышение доверия к средствам массовой информации – это государственная задача. Об этом сегодня на расширенном заседании коллегии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, посвященном подведению итогов работы агентства в 2015 году и задачам на 2016 год, заявила заместитель Председателя Государственного Совета РТ, председатель Союза журналистов РТ Римма Ратникова.
Она отметила, что в отрасли происходят колоссальные изменения, актуальными остаются такие вопросы, как социальный авторитет профессии журналиста и повышение престижа и доверия к СМИ.
По словам Р.Ратниковой, за последние десять лет они имели тенденцию к снижению, о чем свидетельствовали различные социологические исследования, сейчас ситуация немного налаживается. «Престиж профессии и доверие к ней – прежде всего, отношение власти и общества», — подчеркнула она.
Спикер отметила, что в республике эти отношения в значительной степени выстроены, с представителями СМИ систематически встречаются Президент Татарстана, Председатель Государственного Совета РТ, министры и депутаты. Это показатель внимания и уважения к СМИ.
Ратникова заметила, что открытость власти была положена в основу административных реформ, которые проводятся в России с 2000-х годов. «Республика идет по этому пути открыто и уверенно», — считает заместитель Председателя Госсовета РТ.
«Открытость власти – показатель привлекательности региона. Поэтому, если случаются единичные факты, когда журналистов независимо от формы собственности СМИ не пускают на открытые совещания или руководители отдельных муниципалитетов призывают органы разобраться с теми, кто посмел высказать резкое мнение, – это нас не украшают. Я считаю, что это прямая угроза престижу республики. Этими вопросами надо заниматься», — сказала Римма Ратникова.
«Во многом авторитет нашей профессии – это мы сами. Это наш профессионализм, отношение к работе. Если мы хотим, чтобы нас уважали, нам надо самим себя уважать», — уверена она. В частности, спикер напомнила про конкурс «Легендарные бренды», который привлек большое внимание общества к татарстанской журналистике. «Такие акции надо в каждом районе, на уровне каждого СМИ продолжать, изучать свою историю, уважительно относиться к ветеранам. Надо использовать любой повод заявить о себе как о журналистах», — подчеркнула зампредседателя Госсовета РТ, приведя примеры, когда именами журналистов называются улицы, конкурсы и т.д.
Ратникова обратила внимание и на то, что надо поднимать общий уровень журналистики. «Более высокие творческие задачи должны ставить руководители СМИ перед своими коллективами», — констатировала она.
Говоря о доверии к журналистике, Р.Ратникова подчеркнула: «Если оно невысокое, если люди не верят тому, о чем рассказывают телевидение, радио и газеты, а верят тому, что обсуждают в малоофициальных блогах в интернете, значит – все усилия, умственные и материальные затраты могут быть напрасными».
«Если мы хотим эффективности деятельности СМИ, надо думать, как повышать доверие к СМИ. Я думаю, что это задача не только Союза журналистов, но и государственная задача. Надеюсь, в стратегии развития отрасли, которая разрабатывается, это найдет свое отражение», — добавила она.
Спикер также привела данные исследования ВЦИОМ – рейтинга доверия к профессиональным группам, которые были обнародованы в январе. Если в 2009 году рейтинг доверия к журналистам был 2,95 из возможных 5 баллов, то в 2015-м он поднялся до 3,16 балла. «Думаю, что мы в силах наращивать общими усилиями эти показатели и дальше», — резюмировала Римма Ратникова.
Алсу Сафина