Рожденное перестройкой: как агентство «Татар-информ» работало без Интернета

В год 100-летия ТАССР свой юбилей празднует и государственное информационное агентство республики «Татар-информ», которому 6 июня исполняется 30 лет. Журналисты решили вспомнить о том, как прошли первые годы агентства.

В СССР практики создания национальных информагентств не было, потому что при коммунистической идеологии могла существовать только одна национальность — советский народ. С начала перестройки система партийной идеологии начала разрушаться.

«В те годы я размышлял о том, что в мире происходят события, которые интересны российским татарам, при этом большая часть татарского населения живет не в республике, а за ее пределами. Я задумался об информационной связи между регионами компактного проживания татар и республикой. Почему бы об этом не писать?» — рассказал в интервью первый генеральный директор «Татар-информа» Умяр Богдалов.

Во главе Татарского обкома КПСС в эти годы находился первый секретарь Гумер Усманов. К нему с идеей создания агентства пришел тогда еще собственный корреспондент всесоюзной газеты в Татарстане Умяр Богдалов. Усманов мысль одобрил, но в 1990 году его на посту руководителя республики сменил Минтимер Шаймиев. После обсуждений и обмена мнениями вышло постановление о создании первого самостоятельного регионального информационного агентства в Советском Союзе и в России — «Татар-информа». Первым гендиректором стал сам Богдалов, а коллектив первой редакции расположился в казанском «Пассаже» на улице Кремлевской.

Поскольку агентство создавалось как хозрасчетная организация, по словам Богдалова, половина рабочего времени у него уходила на поиск денег на зарплаты и текущие расходы. «Чем мы только не занимались: производили по заказу карманные часы, я ездил и просил деньги у партийных руководителей районов. Многие помогали, кто чем мог», — поделился первый гендиректор.

Так пришла мысль создать уже государственное информационное агентство. В 1993 году состоялся очередной разговор Умара Богдалова с Минтимером Шаймиевым, где была озвучена идея создания уже государственного агентства. Спустя какое-то время Президент Татарстана подписал указ.

В Мамадыш через Сан-Франциско

Вскоре после создания агентства, редакция переехала из «Пассажа» в нынешнее здание ДОСААФ. Одним из направлений работы того времени было описание жизни татар, живущих в республике и за ее пределами. Для удобства поиска интересной информации агентство развивало корреспондентскую сеть в России, СНГ и за рубежом. На основе информации, поступающей в «Татар-информ», собиралась еженедельная газета татарской диаспоры «Татар иле» — «Татарские края».

В 1994 году на работу в агентство пришел нынешний руководитель Республиканского агентства РТ по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев. «Тогда деканом факультета журналистики Казанского университета был Флорид Агзамов. Он подошел ко мне и говорит: вот есть такое предложение. Я получил диплом 30 июня, а с 1 июля 1994 года я уже вышел на работу», — поделился воспоминаниями Салимгараев.

Он рассказал, что информационное агентство того времени распространяло информацию на бумажных носителях. Интернет в эти годы был пока еще на стадии зарождения, поэтому новости развозили на машине.

«Мы делали материалы и развозили на машине по редакциям, потребителям. Когда появился интернет, мы взяли в штат инженера для передачи информации. Получалось так, что сигнал шел чуть ли не через Сан-Франциско по сети, и было все очень долго — около двух-трех часов. Иногда было быстрее на машине довезти материал, чем посылать по интернету, но, тем не менее, мы эту практику продолжали. Со временем интернет стал развиваться, и передача стала более оперативной», — отметил нынешний руководитель РА «Татмедиа».

Direct mail для руководства Татарстана

Одним из важных направлений работы «Татар-информа» был обзор печатной прессы. Специальный отдел собирал из республиканских и федеральных газет и журналов интересующие республику новости — о Татарстане, компаниях и персоналиях. После сотрудники делали из них выжимки и публиковали в ежедневном обзоре. Такие материалы доставлялись курьером для руководства Татарстана — Президенту, аппарату Президента, членам Кабинета министров, Госсовета республики, руководителям компаний республики и другим.

В 1994 году на работу в агенство пришел нынешний сотрудник ИА «Татар-информ» Наиль Селиванов, который долгое время курировал выход обзора и его распространение.

За годы существования обзора были времена, когда агентство выписывало по 30-40 периодических изданий для мониторинга, штат расширился до 7 человек, в определенные моменты ежедневный обзор выпускали дважды в день, а количество получателей возрастало до двухсот, вспоминает Селиванов.

«Если говорить о форме, то это был по сути direct mail, только на бумажном носителе. Потом, с развитием Интернета появилась электронная рассылка. Был период в два-три года, когда мы давали не просто один ежедневный обзор, а делали дважды», — подчеркнул сотрудник агентства.

В 1997 году «Татар-информ» переехало в здание на улицу Миславского и было переведено в подчинение Министерства печати Татарстана. Умар Богдалов ушел со своего поста, передав руководство агентства Римме Ратниковой, с приходом которой открылась новая страница истории агентства.

Источник: sntat.ru