Татарскую молодежь волнуют проблемы развития родного языка
Проблемы преподавания татарского языка в школах, выбора профессии для его носителей и развития родного языка в целом были подняты на встрече заместителя председателя Государственного Совета РТ Риммы Ратниковой с активистами сообщества «Сэлэт» и победителями лиги дебатов на татарском языке «Безнен фикер» — «Наши мысли».
На данный момент в республике ведется работа по сохранению и развитию татарского языка. Добиться скачка, как считает Римма Атласовна, можно будет тогда, когда не будет необходимости в его сохранении. Однако для этого язык должен не только носить официальный статус, но и быть востребованным, с чем в республике проблемы.
— К сожалению, многие программы, проводимые для развития татарского языка, малоэффективны. Ведь свободно владеющих татарским не стало больше. На мой взгляд, есть проблемы в обучении школьников. У меня сын учится в третьем классе и, несмотря на то, что ему очень повезло с учителем, он не изучает татарский язык с большим желание. Да что там, когда он только пошел в школу, едва ли не на первом уроке они проходили суффиксы. Хотя даже по русскому языку такой темы не было. Как мне кажется, анализ и грамматика в первом классе менее необходимы, нежели обучение языку на разговорном уровне, — делится мнением Ратникова.
Между тем, сами участники сообщества «Сэлэт» считают, что обучение татарскому языку должно начинаться с родителей. Во многих татарских семьях разговаривают на русском языке, отчего ребенок не воспринимает татарский в качестве своего родного. Способствовать развитию языка могут и ученые из Татарстана, готовя исследования на родном языке.
— Конечно, исследования на татарском языке – это хорошо. Однако так ученым тяжело будет выйти даже на российский уровень. Нельзя вытеснять русский язык. Ведь даже приезжая заграницу, нас воспринимают как русских. В развитии родного языка очень многое зависит именно от нас, — ответила Римма Атласовна.
— Как мы, носители татарского языка, можем способствовать его развитию, не иначе как преподавать его в школе? – сразу же заинтересовались активисты.
Как оказалось, республике нужны журналисты и переводчики, владеющие татарским языком. А вот преподавать только потому, что человек знает язык – не самый лучший вариант. В учителя должны идти те люди, которые действительно хотят научить детей чему-то новому. А не от того, что не поступили в тот институт, который хотели.
— Важно поднять значимость работы учителем, — продолжает Римма Ратников. — Он должен быть основной фигурой. Причем, не только в школе. Преподавателю необходимо заниматься самообразованием и расти. Сейчас дети узнают все в интернете и порой более компетентны в некоторых вопросах, нежели учителя.
Приезжие из районов республики, наоборот, хорошо владеют татарским языком и даже в школе все предметы, в том числе, математику, физику и химию, изучали на татарском. А вот сдавать единый государственный экзамен пришлось на русском.
— Это большая проблема не только Татарстана, но и жителей других регионов. На федеральном уровне ее не хотят замечать. Хотя, действительно, можно понять, с какими трудностями сталкиваются школьники. Однако с другой стороны, может это повод для того, чтобы в деревнях начали лучше преподавать русский язык? Для того чтобы быть конкурентоспособными в России, необходимо знать и русский, — прокомментировала гостья.
Некоторые жители деревень готовы и язык выучить, чтобы переехать в город. Что же нужно сделать, чтобы они остались у себя на родине? Как считают активисты, конечно, необходимы новые программы, которые открывают возможности молодежи. Важно также иметь и пример для подражания. Сейчас им не хватает таких людей, которые, не думая о своих благах, остаются в деревне для ее развития.
Сэлэтовцам долго ждать не пришлось. Журналисты тут же привели в пример своих знакомых. Молодая семья живет в деревне и не хочет никуда уезжать. Жена по профессии учитель помимо работы в школе зарабатывает еще подработкой в сельском клубе, репетиторством и даже маникюром. К тому же, вместе с мужем-программистом зимой выращивают петуньи, а летом их продают. Так молодые, не имея возможностей, создали их для себя сами.