Цены на прессу в начале 2015 года как «островки стабильности»

После существенного падения курса рубля в конце прошлого года одним из наиболее болезненных для населения вопросов стал рост цен на потребительские товары, на которые расходует свой бюджет среднестатистическая семья.

К сожалению, многим пришлось на собственном опыте убедиться, как на глазах в ноябре-декабре 2014 года росли цены на продукты, менялись ценники у бытовой техники, дорожала одежда. Однако остались и «островки стабильности»: среди них оказалась и отрасль периодической печати. Цены на газеты, журналы и коллекционные издания за 4 квартал 2014 и первые недели 2015 года не изменились.

Ежеквартальный мониторинг, проводимый с целью изучения изменений стоимости прессы в розничных торговых точках, выявил, что в январе с.г. читатели газет и журналов могут приобрести их ровно по тем же ценам, что и в октябре, и в ноябре, и в декабре 2014 года. В отличие от значительно возросшего среднего уровня инфляции в РФ, изменение цен на периодику не превысило статистической погрешности и составило менее 1%.

Таким образом, учитывая все колебания стоимости газет и журналов за прошлый год, можно констатировать, что розничные цены на периодическую печатную продукцию выросли в 2014 году на 10%. Напомним, что в 2012 году рост составил 12%, в 2013 — 6%. В целом за три предыдущих года прирост розничных цен на прессу составил 31%, обогнав при этом прирост потребительских цен на товары и услуги в РФ по данным Росстата.

ceni_na_pressu

Изменение розничных цен на различные тематические группы периодической печатной продукции характеризовалось в 2014 году следующими параметрами:

  • Наибольший прирост стоимости был зафиксирован у изданий кулинарной тематики (+20%), патворков (+19%), спортивных газет и журналов (+15%), а также изданий об охоте и рыбалке (+15%).
  • Розничные цены на женские и мужские глянцевые журналы о стиле жизни выросли в среднем на 6%. При этом, стоимость изданий именно этих тематических групп регулярно в течение последних трех лет корректировалась в сторону повышения почти каждый квартал. 
  • На уровне рынка в 2014 году выросли цены и на телегиды, новостные издания и журналы группы «интерьер и дизайн».
  • Наименьшее повышение цен (на 0-4%) коснулось рекламных и развлекательных изданий, а также прессы таких тематик, как «сад и огород», «о звездах», «для мам».

Лидерами роста цен за прошедший год стали комиксы «Красная фурия» и «Майор Гром», а также газеты «Ведомости» и «РБК.daily». Если в январе 2014 года средние цены на данные издания были равны соответственно 31 руб., 31 руб., 26 руб. и 19 рублям, то к январю 2015 года они изменились до значений в 48 руб., 48 руб., 40 руб. и 28 руб., что соответствует росту 47-55%.

Среди изданий, стоимость которых в рознице за данный период выросла максимально, оказались следующие: «Телек» (+45%), «Караван историй» (+43%), «Теленеделя» (+42%) и «777» (+40%). Напротив, ценники на таких изданиях как Esquier, FHM, «Дилетант», «Зятек», «Садовник», «Современный дом» и «Тайны XX века», за прошедшие 12 месяцев в большинстве торговых объектов не изменились.

Что касается прогнозной динамики цен на периодическую печатную продукцию на 2015 год, то следует учесть несколько факторов.

Во-первых, следует понимать, что цены неминуемо будут расти. Основной причиной является сложная экономическая ситуация в стране, связанная с нестабильностью и ростом курса основных иностранных валют. Типографии, где печатаются газеты и журналы, работают на импортном оборудовании с импортными расходными материалами, в том числе, с импортной бумагой. Цены на мелованную бумагу за несколько последних месяцев уже выросли на 40%, а полиграфические услуги подорожали на 20-25%. Кроме того, в связи с ростом цен на топливо ощутимо выросли и логистические издержки издателей и дистрибьюторов прессы. 

Соответственно, увеличение стоимости услуг и материалов потребует в 2015 году вынужденной индексации отпускных цен на периодику со стороны издателя и повышения цены на прессу со стороны дистрибьютора. Что, в конечном итоге отразится и на розничной цене.

Однако катастрофического роста цен опасаться не следует. Издатели, чьи рекламные доходы снижаются, становятся более зависимыми от розничных продаж и подписных компаний. А учитывая, что тарифы на подписку в России существенно выросли за последний год, розничный канал распространения прессы приобретает все большую популярность в глазах, как читателей, так и самих издателей. Поэтому значительное повышение цен, которое лишь снизит покупательскую способность населения и, следовательно, тиражи и доходы издателей и дистрибьюторов периодики, не является рациональной стратегией.

К тому же, в конце декабря 2014 года Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, который разрешает рекламу в периодических печатных изданиях вина и шампанского, произведенных в РФ. Соответствующие изменения внесены в закон о рекламе и вступили в силу с 1 января 2015 года. Эти изменения, несомненно, будут способствовать росту издательских доходов.

Анализируя динамику цен на периодическую печать за последние три года можно отметить, что драйверами роста чаще всего становились 1 и 3- кварталы. Поэтому стоит ожидать прироста цен за каждый из периодов с января по март и с июля по сентябрь 2015 года. Во втором и четвертом кварталах цены могут остаться неизменными или колебаться на уровне 1-2%.

PlanetaSMI