Законодатели хотят улучшить эффективность и качество работы пресс-служб федеральных органов власти

Пресс-службы министерств обзаведутся жалобными книгами
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи во время осенней сессии рассмотрит вопросы качественного улучшения информирования общества о работе министерств, агентств, служб и других органов власти. Одним из предложений в данной сфере является создание публичных и открытых онлайн жалобных книг на сайтах ведомств, где представители СМИ смогут оставлять свои впечатления от работы ведомственных пресс-служб, сравнивать их с другими, предлагать свои изменения в работе. На сегодняшний день, по словам парламентариев, работа пресс-секретарей министерств и других госструктур зачастую становится причиной казусов в информационном пространстве, а жалобы на их работу поступают даже в профильный комитет.

По словам первого зампреда комитета ГД по информационной политике Вадима Деньгина, жалобные книги на ведомственных сайтах должны быть открытыми и любой желающий журналист сможет заранее узнать о том, что думают его коллеги по поводу работы пресс-службы того или иного министерства.

Парламентарий считает, что некачественная работа ответственных за связи со СМИ не редко компрометирует саму работу глав министерств или служб.

— В ближайшее время в рамках комитета мы обсудим идею введения на сайтах пресс-служб министерств электронных жалобных книг, где журналисты смогут оставлять свои претензии по качеству работы пресс-служб и скорости получения информации. Сами жалобы и запросы о работе пресс-секретарей нередко поступают в наш комитета и мне лично, — рассказал Деньгин. — И проблемы в работе пресс-служб порой имеют весьма масштабный характер, компрометируя глав ведомств, как в недавней ситуации с неправильным разъяснением нормы по Wi-Fi. А пресс-службы ведомств тем не менее оплачиваются из денег налогоплательщиков, и от качества их работы зависит народное мнение.

Благодаря новому контролю, по мнению Деньгина, ведомства сами смогут выявлять непрофессионалов и тех, кто вместо разъяснения той или иной меры предпочитает отказываться от комментариев.

На сегодня взаимодействие СМИ и пресс-служб органов власти регламентировано ФЗ «О средствах массовой информации», который установил срок в семь дней для ответа представителей ведомств. Эта норма также вызывает ряд недовольств, поскольку в сегодняшней информационной реальности этого срока достаточно для утраты актуальности запроса. Кроме этого, ст. 20 ФЗ «О СМИ» регламентирует правила отказа в ответе и отсрочки в предоставлении информации. Также в законе прописано, что вопрос и ответ могут быть направлены и в устной форме, однако официальные представители ведомств зачастую просят прислать официальный запрос.

В самих федеральных органах власти в массе своей лояльно отреагировали на инициативу о создании разделов для оценки работы пресс-служб ведомств.

— Инициатива введения открытых жалобных книг на сайтах министерств актуальна с точки зрения реализации принципов открытости органов власти всех уровней, что в конечном счете направлено на повышение эффективности деятельности органов власти и установление открытого диалога в обществе посредством взаимодействия со средствами массовой информации, — сказал представитель пресс-службы Минсельхоза Екатерина Попова. — Мы в своей деятельности ориентируется на максимально сжатые сроки подготовки информации по запросам СМИ.

Пресс-секретарь главы Минздрава России и заместитель директора департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Олег Салагай сказал «Известиям», что в случае нормативных изменений ведомство создаст открытый раздел для публикаций о работе пресс-службы.

— В случае если такая норма будет введена в законодательство, мы, безусловно, будем ее выполнять. В то же время в работе пресс-служб со СМИ, на наш взгляд, очень важно вместе в конструктивном диалоге обсуждать имеющиеся проблемы и находить взаимоприемлемые пути их решения, — говорит он.

В Министерстве строительства и ЖКХ России рассказали, что у них не было случаев разногласий между пресс-службой и представителями СМИ.

— В ведомстве не было разногласий с журналистами в части предоставления информации. Министерство, как и любой другой орган власти, заинтересовано в информировании о своей деятельности, пояснении позиции ведомства в том или ином вопросе, любые конфликты со СМИ просто недопустимы. Новая инициатива, возможно, станет дополнительным инструментом в эффективном сотрудничестве СМИ и чиновников, — сказали в Минстрое.

Председатель Союза журналистов Подмосковья Наталья Чернышова считает, что открытость власти сегодня является одним из необходимых условий дальнейшего развития гражданского общества.

— У нас есть закон о СМИ, существуют различные другие документы, регламентирующие необходимость взаимодействовать с прессой, отвечать на запросы журналистов. Но в реальной жизни очень часто ведомства закрываются, что плохо и для людей, и для самой власти, поскольку формируется негативный образ, — сказала она. — Даже если чиновники работают эффективно, а люди не знают, не получают вовремя ответов на свои вопросы с помощью журналистов, то отношение будет негативным, что бы хорошего не делала власть. Поэтому в данном процессе должны быть заинтересованы не только журналисты, но и сами представители органов власти различного уровня.
Izvestiya