«Жизнь коротка, а Волга вечна» Памяти Николая Сорокина

Николай Михайлович всего несколько дней не дожил до своего восьмидесятилетия. И даже не верится, что такого маститого мастера слова больше нет с нами. Представить только, что 36 лет он был собственным корреспондентом ИТАР ТАСС по РТ, одновременно основал и редактировал чувашскую газету «Сувар» и журнал «Шурампусь». Его очерки публиковались в «Правде», «Известиях», «Советской России». Такой масштаб, трудолюбие, упорство любовь и преданность профессии!

Родился корифей журналистики 8 июля 1941 года в селе Шемякино Тетюшского района. Отец, Михаил Григорьевич Сорокин, сельский кузнец через две недели ушел на фронт. Военное детство забыть невозможно. Жили бедно и голодно, дважды родной дом сгорал дотла. Но самые светлые воспоминания связаны только с детством.

«Я любил ходить в библиотеку, помогал заведующему Семену Лашманову клеить обои, ремонтировать старые книги, за что он мне, первому в селе, давал прочесть новую книгу» — вспоминал Николай Михайлович.

Мечта стать писателем привела его в Тетюшское педагогическое училище, затем Казанский пединститут, Казанский университет факультет журналистики, который он закончил с отличием в 1969 году. Профессионально начал работать в газете « Советская Татария». 50 лет жизни отдал журналистике.

Николай Михайлович оставил после себя богатейшее творческое наследие, которое будет изучать новое поколение. В прошлом году он подарил музею журналистики все свои 10 книг — «Купцы новой России», «Великая тайна Победы», «Чувашские писатели Татарстана», «Вдовья подушка», «Нижнекамский репортаж», «Рабочие династии», «Над шишкинским бором рассвет», «Колесо жизни», «Хлебная война», «Вечная Волга».

О трилогии романа «Вечная Волга» хочется сказать особо, потому что это — главный труд жизни газетного писателя Николая Сорокина.

— Можно сказать, что работал над романом пятьдесят лет, а написал его за четыре с половиной года – вспоминал автор.

Задумка была такая – показать жизнь волжан с дореволюционной поры до наших дней. Исторический период-100 лет, с 1908 по 2008 год. Образ Волги проходит через весь роман, она — действующее лицо трилогии. Наши предки к Волге, природе всегда относились как к Богу, кормилице. И современным людям надо учиться у великой реки жить просто, естественно, не нарушая законы природы. Эпиграфом к трилогии могут стать слова «Жизнь коротка, а Волга вечна!» И слова автора: «люди суетятся, враждуют — тем самым сокращая себе жизнь, которая и так коротка. Надо учиться у Волги. Она спокойно делает свою работу, ни с кем не враждуя» звучат сегодня как завет.

Ралия Фатхутдинова

председатель Совета ветеранов журналистики и печати СЖ РТ