Итоги подписки 2015-1: кризис или выздоровление?
ФГУП «Почта России» подвела итоги подписной кампании на первое полугодие 2015 года. Согласно официальным данным почтового оператора, падение подписных тиражей составило 22% по сравнению с результатами первого полугодия 2014 года.
При этом оборот рынка в подписных ценах снизился на 4,3%. По оценкам экспертов рынка, в большинстве регионов России подписные тиражи сократились на 35-40%. На этом фоне региональные издатели обращаются в государственные и общественные организации с просьбой прекратить рост почтовых тарифов на прием и доставку подписки. Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) предлагает свой взгляд на происходящее на рынке, построенный на данных ведущих подписных агентств России и экспертных оценках.
По консолидированным данным ФГУП «Почта России», рост подписных тиражей отмечен лишь в трех регионах — Чеченской Республике (рост на 4,3% относительно результатов подписки на первое полугодие 2014 года), Липецкой области (рост на 2,3%) и Республике Дагестан (рост на 0,2%). На прошлогоднем уровне сохранились тиражи в Республике Ингушетия. В остальных регионах страны отмечено снижение тиражей — от 0,4 до 46,7 %.
Большинство экспертов медиарынка указывают в качестве главной причины кризиса подписки на газеты и журналы рост почтовых тарифов на прием и доставку подписки, значительно превышающий темпы инфляции: на 15% весной 2013 года и — в 2,5-3 раза весной 2014 года. Руководство почтового оператора планирует их дальнейший рост. Кроме того, с 1 января 2015 года были повышены на 15% тарифы «Почты России» на магистральную доставку изданий. Стоимость подписных изданий значительно превышает допустимый уровень психологической приемлемости и доходов основной аудитории подписки — малообеспеченных жителей российской провинции. Ситуация усугубляется отменой государственных субсидий подписчикам: в 2014 году — субсидий для подписчиков — физических лиц, выделявшихся через ФГУП «Почта России», в 2015 году — субсидий на подписку для провинциальных библиотек.
Тем значительнее опыт издателей, успешно запускающих новые проекты. Например, в минувшую подписную кампанию ИД «Толока» выпустила на рынок подписки 3 новых журнала — «Сваты на даче», «Сваты на кухне» и «Сваты на пенсии», уже на старте заинтересовавшие тысячи подписчиков. Чемпионом подписной кампании среди федеральных изданий стала газета «Готовим дома» (прирост тиража почти в 4 раза относительно результатов подписки на первое полугодие 2014 года). На втором месте — газета «Однако, жизнь!» (прирост тиража на 38 процентов). Отличный результат продемонстрировали также издания «Дача круглый год» (прирост тиража на 36%), «1000 советов дачнику» (22%) и комплект «ЗОЖ» (газета + журналы) (19%).
Среди федеральных общественно-политических изданий увереннее других чувствуют себя в условиях кризиса «Пенсионерская правда» (рост тиража на 28,7%), «Аргументы недели» (10%) и «Аргументы и факты» (5%).
Впечатляющие результаты — у ряда специализированных изданий: комплекта «Бюллетень Европейского Суда по правам человека + 2 спецвыпуска» (рост тиража в 3,9 раза), журналов «Граница России» (рост почти в 2 раза) и «Локомотив» (рост в 1,3 раза).
Среди региональных общественно-политических изданий в тройке лидеров — владивостокская газета «Утро России» (прирост тиража в 3,3 раза) и ростовские издания «Крестьянин» (73%) и «Наше время» (73%).
Среди региональных популярных изданий хорошие результаты у петербургской газеты «Вести» (рост в 2,6 раза), липецкого издания «Золотой ключик» (рост в 1,5 раза) и казанской газеты «Сладкоежка» (рост в 1,2 раза).
Результаты подписных агентств соответствуют тенденции на рынке: тиражи по их каталогам сократились, в среднем, на 20-22%. Наибольший прирост по Каталогу Агентства «Роспечать» показала Томская область. Но этот регион стал единственным, где агентство смогло добиться положительного роста. Тиражи «Агентства печати и розницы» (АПР – организует подписные кампании на базе «Объединенного Каталога «Пресса России») выросли в 10-ти регионах страны. Лидерами этого каталога стали Волгоградская, Кемеровская и Саратовская области. Тиражи по Каталогу российской прессы «Почта России» выросли в 22 регионах России. Хорошие результаты показали, в частности, Курская область, Республики Коми и Северная Осетия-Алания.
Усилия «Почты России» по стимулированию подписки, в частности, проведение в декабре 2014 года дополнительной декады подписки, позволили стабилизировать ситуацию с падением тиражей. Но главным образом у малотиражных изданий низкой ценовой категории. Тиражи многотиражных изданий, особенно ежедневных и еженедельных, продолжают сокращаться.
Рынок подписки ожидает объявления почтовых тарифов для подписной кампании на второе полугодие 2015 года. Отсутствие тарифов стимулирует негативные ожидания и нарушает технологический процесс подготовки к подписной кампании.
Единственным действенным механизмом вывода рынка подписки из кризиса эксперты считают возвращение государственных субсидий подписчикам, выделяемых через канал почтового оператора. Сохранение тенденции, наметившейся во время последних двух подписных кампаний, грозит полным исчезновением в России подписки на прессу. Хочется надеяться, что будущее подписки будет все же не столь безнадежным. И рынок сможет выйти из кризиса благодаря усилиям его участников и государственной поддержке.