Как развиваются СМИ Татарстана?

«Совокупное количество подписчиков в группах изданий, входящих в татарстанский холдинг «Татмедиа», в соцсетях составляет порядка 600 тысяч человек. Это в два раза больше по сравнению с 2015 годом», —​ сообщил 1 февраля руководитель агентства по печати и массовым коммуникациям Айрат Зарипов. Тем временем общий подписной тираж изданий АО «Татмедиа» на первое полугодие 2017 года составил чуть более 296 тысяч экземпляров. Т.е. подписчиков в соцсетях теперь больше подписчиков на бумажные носители новостей более чем в 2 раза. Несмотря на это госСМИ Татарстана по-прежнему сильно проигрывают: теперь не только частным изданиям, но и пабликам в тех же соцсетях. Кроме того, регион занял третье место в федерации по степени давления на интернет.

Еще в сентябре прошлого года Рустам Минниханов призвал «Татмедиа» увеличить присутствие в соцсетях. Сказано —​ сделано. Президент Татарстана и сам является активным пользователем социальных медиа: в Instagram у него 201 000 подписчиков, в Twitter —​ 115 000, а значит, подведомственное республике «Татмедиа» просто обязано идти в одном темпе с политическим лидером региона.

«Idel.Реалии» не поленились и, что называется, вручную посчитали подписчиков СМИ, входящих в «Татмедиа» —​ речь, конечно, идет о подписчиках в соцсетях. Цифру в 600 тысяч фолловеров, озвученную Айратом Зариповым, мы не насчитали. В общей сложности у нас получилось чуть меньше 528 тысяч подписчиков. Эта цифра почти идентична указанной на сайте самого «Татмедиа»: там написано, что «общее количество подписчиков на официальных страницах филиалов АО «Татмедиа» в социальных сетях» в 2016 году составило 538 953.

УШЛИ В СЕТЬ

Арифметика социальных сетей вызывает интерес и с качественной точки зрения. Например, помимо традиционных «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook» и «Twitter» некоторые государственные СМИ Татарстана даже имеют аккаунты в «LiveJournal» (например, газеты «Маяк» (Азнакаевский район), «Биектау хәбәрләре»(Высокогорский район), журнал «Чаян» и «Казанский медицинский журнал».

По степени охвата безусловное лидерство у самой популярной в России соцсети «ВКонтакте» —​ 369 тысяч пользователей. Причем, у всех СМИ, подведомственных республиканскому агентству, есть аккаунт в этой социальной сети. А вот на втором месте —​ «Instagram»: 41 тысяча фолловеров. «Facebook» и «Одноклассники» разделили третье место: примерно по 27 тысяч подписчиков. «Twitter» оказался на четвертом месте: лишь около 12 тысяч пользователей этого сервиса читают твиты СМИ «Татмедиа» —​ половина из них подписана на аккаунт русской версии информационного агентства «Татар-информ».

Теперь рассмотрим лидеров в каждой соцсети отдельно (данные верны на 3 февраля 2017 года).

Количество подписчиков СМИ «Татмедиа» во «ВКонтакте»
Газета «Челнинские известия» (тираж — 9 740 экз.) 29 463
Телекомпания «НТР» (Нижнекамск) 20 507
«Intertat» 20 483
Газеты «Нократ» и «Вятка» (Мамадышский район) (тираж — 5 926 экз.) 15 950
Газета «Зеленодольская правда» (тираж — 9 280 экз.) 14 501
Газета «Хезмәт даны» (Кукморский район) (тираж — 7 999 экз.) 14 063
«Татар-информ» (русскоязычная версия) 13 537
Журнал «Чаян» (тираж — 4 067 экз.) 13 340
Газета «Минзәлә» (Мензелинский район) (тираж — 2 139 экз.) 13 141
Количество подписчиков СМИ «Татмедиа» в «Instagram»
«Intertat» 5 619
Газета «Саба таңнары» (Сабинский район) (тираж — 3 606 экз.) 5 464
Газета «Менделеевские новости» (тираж — 3 364 экз.) 4 475
Журнал «Гаилә һәм мәктәп» (тираж — 5 600 экз.) 3 706
Газета «Йолдыз» (Апастовский район) (тираж — 2 805 экз.) 2 295
Газета «Нижнекамская правда» (тираж — 3 573 экз.) 2 205

Количество подписчиков СМИ «Татмедиа» в «Facebook»

Газеты «Нократ» и «Вятка» (Мамадышский район) (тираж — 5 926 экз.) 4 787

Газета «Шәһри Чаллы» (Наб.Челны) (тираж — 1 727 экз.) 3 327

Журнал «Чаян» (тираж — 4 067 экз.) 1 983

Газета «Чистопольские известия (тираж — 3 940 экз.) 1 678

Телекомпания «НТР» (Нижнекамск) 1 532

«Казанский медицинский журнал» (тираж — 992 экз.) 1 495

Журнал «Казан утлары» (тираж — 4 004 экз.) 1 429

Журнал «Татарстан» (тираж — 4 110 экз.) 1 269

Количество подписчиков СМИ «Татмедиа» в «Одноклассники»

Газета «Наш Черемшан» (Черемшанский район) (тираж — 3 381 экз.) 3 892

Журнал «Казан утлары» (тираж — 4 004 экз.) 3 050

«Intertat» 2 394

Газета «Туганайлар» (тираж — 2 220 экз.) 2 351

«Бугульминская газета» (Бугульминский район) (тираж — 4 859 экз.) 1 574

Газета «Йолдыз» (Апастовский район) (тираж — 2 805 экз.) 1 404

Газета «Шәһри Казан» (тираж — 4 804 экз.) 1 085

Количество подписчиков СМИ «Татмедиа» в «Twitter»
ИА «Татар-информ» (русская версия) 5 676
Газета «Челнинские известия» (тираж — 9 740 экз.) 1 512
Газета «Шәһри Казан» (тираж — 4 804 экз.) 728
Журнал «Татарстан» (тираж — 4 110 экз.) 542
Газета «Казанские ведомости» (тираж — 24 000 экз.) 442
«Intertat» 342
Журнал «Сәхнә» (тираж — 1 805 экз.) 228

Как видим, общий тренд налицо: количество подписчиков во «ВКонтакте» уже превысило количество подписчиков на бумажный вариант изданий —​ в том числе, и в сельских районах. Зачастую количество интернет-«подписчиков» в два, а то и более раз выше подписчиков «реальных».

Среди аутсайдеров по количеству фолловеров во «ВКонтакте» оказались журнал «Казань» — 1248 подписчика, «ТеләчеИнформ» (Тюлячинский район) —​ 1729, газета «Якты юл» (Тукаевский район) — 1734, газета «Шәһри Чаллы» (Наб.Челны) — 1749, газета «Волжская новь» (Верхнеуслонский район) — 1930.

КОНКУРЕНЦИЮ С ЧАСТНЫМИ ИЗДАНИЯМИ «ТАТМЕДИА» ПРОИГРЫВАЕТ

600 тысяч подписчиков в соцсетях (по словам Айрата Зарипова) или 538 тысяч (по информации на сайте «Татмедиа») —​ неважно. Эти цифры не идут ни в какое сравнение с количеством подписчиков на различные паблики и группы.

Сравним лидера «Татмедиа» по числу фолловеров во «ВКонтакте» —​ газету «Челнинские известия» — и паблики Набережных Челнов в этой же соцсети: на самый популярный паблик Автограда подписано более 330 тысяч пользователей, в то время как в группе «Челнинских известий» не состоит и 30 тысяч. В Зеленодольске схожая картина: наиболее популярный паблик этого города насчитывает почти 50 тысяч фолловеров, тогда как официальное СМИ смогло набрать лишь 14,5 тысяч подписчиков.

В сельских районах однако ситуация отличается. Например, самый популярный паблик Мамадышского района насчитывает чуть более 20 тысяч подписчиков — против 16 тысяч фолловеров местного филиала «Татмедиа». Кукморский район: 20 тысяч в независимом паблике против 14 тысяч в группе филиала «Татмедиа». Мензелинский район: 22 тысячи в независимом пабликепротив 13 тысяч в группе филиала республиканского агентства. Как видим, разница не такая существенная как в крупных городах, но в лидерах —​ опять частные группы и паблики.

На этом фоне статистика посещаемости сайтов интернет-изданий делает картину еще более контрастной. По количеству уникальных посетителей, по данным системы LiveInternet, первую пятерку в Татарстане составляют: «Бизнес Online», «Татар-информ», Kazanfirst, ProKazan и «Реальное время». Из них только одно «Татар-информ» принадлежит «Татмедиа». ​

Так что желание республиканских властей привлечь как можно больше пользователей соцсетей к официозному контенту вполне понятно: власть должна доносить до аудитории свою позицию, а в условиях, когда соцсети создают всё более конкурирующую альтернативу традиционным СМИ, эта задача усложняется.

И всё же говорить о том, что сеть окончательно победила ТВ, пока рано. Согласно опросу ВЦИОМ, для 57% россиян в 2016 году основным источником информации был телевизор. Из всемирной паутины новости узнавали лишь 27% жителей страны. Но показателен тренд: годом ранее телевидению отдавало предпочтение 62% — спад на 5%, а интернету 22% — рост на 5%. А вот индекс доверия уже выше у сети, чем у ТВ: 35% против 28% (данные Deloitte). Кроме того, глава всероссийского центра изучения общественного мнения Константин Абрамов отмечает, что «уже сейчас среди 18-24-летних россиян доля тех, кто пользуется интернетом как главным источником новостей, составляет 62%. Тенденция однозначная — чем моложе россияне, чем более продвинутое поколение, тем больше они используют интернет в качестве источника новостной информации».

ТАТАРСТАН В «КРАСНОЙ ЗОНЕ» ИНТЕРНЕТА

Между тем, правозащитная группа «Агора» в своем докладе «Свобода интернета 2016: на военном положении», посвященном исследованию фактов ограничения свободы при получении и распространении информации в российском сегменте интернета, отнесла Татарстан к «красной зоне». Это означает, что в республике наблюдается «серьезное давление» на интернет. Эксперты группы насчитали в минувшем году в Татарстане 115 фактов воздействия на свободу интернета. Еще хуже ситуация с сетью обстоит лишь в Пермском крае и Москве.

Недавние события вокруг рощи возле стадиона «Казань Арена», когда защитников природы задержала полиция, и инцидент с видео выступления Рустама Минниханова в Госсовете Татарстана, в котором он обрушился с критикой в адрес федерального центра, —​ тому подтвержение. В первом случае о задержании активистов из татарстанских СМИ почти никто не сообщил, а во втором —​ видео с выступлением президента Татарстана было удалено с сайтов не только официальных средств массовой информации, но и ведущих частных медиа.

Лейсан Посткова

Источник: Радио Свобода

Оригинальный заголовок: В Татарстане произошла интернет-революция?