Минкомсвязи публикует первый рейтинг грамотности СМИ
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи РФ) публикует рейтинг корректного использования русского языка среди наиболее популярных средств массовой информации (СМИ). Исследование подготовлено по заказу Минкомсвязи России Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина и компанией ABBYY, которая занимается разработками в области интеллектуальной лингвистики.
Публикуемый рейтинг — первое исследование такого масштаба и глубины, которое касается грамотности отечественных СМИ.
Всего были проанализированы данные по 17 печатным изданиям, трем новостным агентствам, пяти телеканалам, семи радиостанциям.
По итогам исследования изданиям присвоили уровни грамотности — получилось четыре группы. У «Ленты.ру» и «Известий», как решили эксперты, «есть все шансы вырваться в отличники» (одна ошибка приходится примерно на три страницы текста).
Большинство СМИ получили «твердую четверку» — одна ошибка на две страницы («Интерфакс», «Ведомости», «Аргументы недели», РИА, «Российская газета», «Независимая газета», РБК, «Эксперт», «Деньги», «Коммерсант», «Газета», «Профиль»).
«Троечниками» (одна ошибка на одну страницу) оказались «Московский комсомолец», «Огонек», ТАСС, «Комсомольская правда».
Как отметили эксперты, «риск остаться на второй год» грозит «Аргументам и фактам» — у издания в среднем две ошибки на одну страницу.
Эксперты посчитали общую долю ошибок в публикуемом тексте. У «Ленты» этот показатель составляет 0,28%, у «Известий» — 0,42%, у «Интерфакса» 0,52%. В хвосте — «Аргументы и факты» (1,99%), «Комсомольская правда» (1,36%), ТАСС (1,32%). Самые распространенные недочеты — ошибки согласования в предложениях, когда неверно используются окончания у согласованных членов предложения или неправильно употребляются предлоги, а также другие орфографические ошибки.
Чтобы узнать всё это, Институт русского языка, как говорится в исследовании, проанализировал месячный объем печатного текста 20 печатных и интернет-СМИ (15 654 статьи, 216 047 предложений), а также теле- и радиопрограмм 12 СМИ (120 часов эфира/ более 200 передач новостного и публицистического характера).
В рейтинге ТВ и радио самыми грамотными оказались «Радио России» (две ошибки в час), Россия-1 (три ошибки в час), 5-й канал и «Русская служба новостей» (четыре ошибки в час). Чаще всего ошибаются НТВ (13 ошибок в час), «Коммерсант FM» и «Первый канал» (11 ошибок в час), ТВЦ, «Маяк» и «Серебряный дождь» (10 ошибок в час).
Следует отметить, что учитывались и стилистические ошибки (например, неуместное использование просторечий, диалектов и жаргонизмов — «щас обсуждали», «все чё-то ждали», «ужасающее фуфло»), излишние заимствования (например, off-road вместо слова «внедорожник»), лексические и грамматические ошибки, неправильное ударение (например, «укрАинский» — правильно: «украИнский»), употребление слов-паразитов («как бы», «вот», «ну» и т.д.).
В целом, по мнению Минкомсвязи России, подавляющее большинство ведущих федеральных изданий демонстрируют неплохое знание русского языка и владение им. «Многие эксперты полагали, что результаты будут куда хуже, но это не повод для самоуспокоения. Сотрудники медиа должны знать родной язык не на “хорошо”, а на “отлично”, — сказал замглавы Минкомсвязи России Алексей Волин, который курировал работу по подготовке рейтинга. — В исследовании выявлен ряд наиболее часто употребляемых типичных ошибок, на которые стоит обратить внимание».
Результаты исследования и оценка СМИ приводятся в презентации.
Напомним, что провести анализ грамотности ведущих СМИ страны Минкомсвязь России предложила на заседании Комиссии по русскому языку, которое прошло осенью 2014 года в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина.