Освещение терактов в СМИ: рекомендации, правила и ограничения
Освещение терактов — одно из самых тяжелых испытаний для медиа и журналистов. В первые минуты и даже часы после случившегося СМИ рискуют утонуть в том потоке разрозненной и противоречивой информации, которая поступает как из официальных источников, так и из социальных сетей, других медиа и очевидцев случившегося.
В разное время власти разных стран, а также журналистские организации и отдельные медиа вырабатывали различные правила и законы, касательно освещения терактов в СМИ. Многие из них сводились к законодательному либо добровольно взятому на себя ограничению в подаче информации.
«Это на руку террористам. Истерика в СМИ, бесконечные рассуждения на эту тему на протяжении многих недель — это психологический бонус, который они получают. «Посмотрите, какие мы крутые! Весь мир, американские посольства и президент об этом говорят!» — как бы подразумевают они», — считает российский политтехнолог Олег Матвейчев.
Власти Турции в связи с широким резонансом в связи с терактом в Анкаре, который унес жизни 99 человек, приняли решение о запрете всем СМИ страны публиковать на своих страницах абсолютно любую информацию, которая касается теракта.
Mediakrika.by проанализировала различные рекомендации к медиа, касательно освещения терактов и их последствий, и собрала вместе наиболее распространенные из них:
1. СМИ и журналистам рекомендуется строго соблюдать действующее национальное законодательство о СМИ и о борьбе с терроризмом.
2. Медиа следует помнить, что они являются общедоступными, в том числе и для террористов. Их реакция на сообщения в медиа может быть непредсказуемой и неадекватной;
3. Следует избегать детальных сообщений об антитеррористических операциях;
4. Журналистам рекомендуют ни в коем случае не брать у террористов интервью по своей инициативе; не предоставлять им возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с правоохранительными органами; быть готовыми в любой момент прервать прямую трансляцию с места события; не комментировать и не анализировать требования террористов на дилетантском уровне, без профессиональных консультаций.
5. Всегда помнить, что спасение людей важнее права общества на информацию. Прямо сообщать, что часть информации закрыта по соображениям безопасности;
7. Помнить о своей обязанности информировать общественность, а не сеять панику. Следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном;
8. При освещении события не мешать работать правоохранительным органам, медицинским и иным службам, чья задача спасти людей;
9. Не стремиться намеренно оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников
10. Избегать излишней сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия, с уважением относиться к нравственным и религиозным чувствам своей аудитории;
11. Не стремиться стать действующим лицом в критической ситуации. Не брать на себя роль посредника;
Как справиться с наплывом эмоций и сделать свою работу, рекомендует Центр журналистики травмы Дарт.
Советы для проведения интервью с жертвами
1. Всегда относитесь к жертвам с достоинством и уважением — так же, как вы бы хотели, чтобы с вами обращались в подобной ситуации. Журналисты всегда ищут возможность поговорить с уцелевшими жертвами, но делать это нужно очень деликатно, зная, как и когда завершить разговор.
2. Чётко представьтесь: «Я — Фред Смит из (назовите ваше издание или телеканал), и я готовлю материал о жизни Марии.» Не удивляйтесь, если реакция на вашу просьбу будет достаточно резкой, особенно от родителей, чьи дети оказались в числе жертв. Однако вы не должны отвечать резкостью на резкость.
3. Вы можете сказать, что очень сочувствуете постигшему их горю, но никогда не говорите : «Я понимаю» или : «Я знаю, что вы чувствуете». Не удивляйтесь, особенно при освещении актов политического насилия, если ваш собеседник в ответ на извинения заявит: «Сожалений здесь недостаточно». Оставайтесь вежливы.
4. Не ошеломляйте вначале наиболее трудными вопросами. Начните интервью с вопросов типа : «Можете ли вы мне рассказать о жизни Марии? » или «А чем Мария любила заниматься?» Затем слушайте. Самая грубая ошибка, допускаемая репортёром, — когда он сам много говорит.
5. Будьте осторожны, когда берёте интервью у родственников кого-либо из числящихся в списке пропавших. Постарайтесь объяснить, что вы хотите описать их жизнь до исчезновения, а не готовите некролог. Если вы не можете выйти на контакт с жертвой или кем-то, кто остался в живых, постарайтесь позвонить их родственникам или в полицию с просьбой об интервью или комментариях. Если вы столкнулись с резкой реакцией, оставьте ваш номер телефона или визитную карточку и объясните, что лицо, которое вас интересует, может позвонить вам в случае, если он или она всё же захотят с вами поговорить. Эта тактика часто приводит к созданию самых интересных материалов.
Как писать о погибших и серьёзно раненых
1. Сосредоточьтесь на жизни человека. Узнайте, чем именно отличался этот человек: его особенности, убеждения, окружение (семья, друзья, увлечения), его привязанности и антипатии. Относитесь к человеческой жизни с той же осторожностью, с какой фотограф вставляет в рамку портрет.
2. Всегда будьте точны. Перепроверяйте информацию вместе с вашим героем или с тем, кто его хорошо знает, особенно проверяйте правильность имен, фактов и цитат. Это имеет большое значение. Когда впервые вы говорите с жертвой или человеком, пережившим катастрофу, он или она могут быть смущенны или смятены. Перепроверка, как правило, гарантирует точность. Она также может предоставить вам дополнительную информацию и материал, который вы можете использовать.
3. Используйте подходящие детали, которые помогут вам воссоздать образ жизни тех, о ком вы пишете. Например: «Джони любил играть на гитаре, развлекая по вечерам свою семью, что также помогало ему снимать стресс, которым изобиловала служба полицейского.»
4. Избегайте ненужных и кровавых подробностей в описании трагических смертей. После взрыва мадридского поезда в 2004 году некоторые репортеры решили не сообщать, что частями тел убитых было усеяно железнодорожное полотно. Порой подобного рода детали необходимы. Иногда — нет. Спросите самого себя, уместны ли такие изображения, или же они могут причинить ненужный вред вашей читательской или зрительской аудитории.
5. Избегайте клише. Особенно тщательно взвешивайте каждую фразу или слово, которые вы используете: добавляют ли они что-либо существенное к пониманию вашими читателями, зрителями или радиослушателями происшедшего? Не грешит ли ваше повествование сентиментальностью? Не говорите, к примеру, так: «Община в шоке оплакивает мертвых» или «Жители всё ещё стараются прийти в себя от трагедии.» Конечно, они стараются. Пользуйтесь простыми и ясными словами, как это делают хорошие писатели при написании любого рассказа.
6. Используйте цитаты и истории из воспоминаний родственников и друзей о личности и жизни жертвы трагедии. Особенно те, которые рассказывают, как ваш герой преодолевал трудности. Ищите недавние фотографии жертвы (однако всегда возвращайте их как можно быстрее) и не обязательно используйте ту, которая нравится семье. Близким может быть больно видеть такой снимок на экране телевизора или на газетной полосе.
Советы журналистам, освещающим трагические события
1. Знайте пределы своих возможностей. Если вам дано трудное задание, которое, по вашему мнению, вы не можете выполнить, вежливо поделитесь своими сомнениями с руководителем. Признайтесь ему, что вы — не лучшая кандидатура для его выполнения. Объясните, почему вы так считаете.
2. Делайте перерывы. Несколько минут или несколько часов, проведенных вне места трагедии, могут помочь ослабить стресс.
3. Найдите кого-то, кто является восприимчивым слушателем. Это может быть редактор или коллега, но вы должны доверять этому человеку и быть уверенным, что он не будет вас осуждать. Это может быть, к примеру, кто-то, кто уже имел похожий опыт.
4. Учитесь справляться со стрессом. Подыщите хобби, займитесь спортом, найдите время побыть наедине со своими мыслями, проведите время с семьёй, близким другом или друзьями или делайте всё это вместе. Попробуйте глубоко вдохнуть и выдохнуть. 5. Врачи рекомендуют: «Сделайте длительный, медленный вдох на счет пять, а затем медленно выдохните, считая до пяти. Представьте, что выдох освобождает вас от напряжения, а вдох даёт расслабление.» Всё это может быть полезно для вашего психического и физического здоровья.
6. Поймите, что ваши проблемы могут захлестнуть вас. Перед смертью, в апреле 1945 года, военный корреспондент Эрни Пайл писал: «Я слишком долго погружен в это. Мой дух нестоек и разум смущён. Боль становится невыносимой.» Если подобное происходит с вами, обратитесь за профессиональной помощью.
Советы телевизионным группам, освещающим трагедии
1. Запомните, что вы можете оказаться первыми, кто появится на месте происшествия. Вы можете столкнуться с опасной ситуацией и первоначально резкой реакцией со стороны полиции, спасателей и публики. Оставайтесь спокойными и сосредоточенными. Имейте ввиду, что камера или микрофон не могут уберечь вас от возможного повреждения. Без колебаний покидайте место происшествия, если оно становится очень опасным. Любой руководитель или редактор должен понимать, что жизнь коллеги более важна, чем самый удачный фотоснимок.
2. Относитесь к каждой жертве трагедии с пониманием, достоинством и уважением. Не отвечайте резкостью на резкость. Вежливо представьтесь, прежде чем задавать вопросы.
3. Вам придется столкнуться со многими ужасающими сценами, окровавленными людьми. Спросите себя, всё ли увиденное однозначно важно сохранить для истории или что-то слишком уж натуралистично для восприятия вашими зрителями.
4. Делайте всё возможное, чтобы не причинить дополнительную боль человеку, у которого случилось горе. Это не означает, однако, что вы не должны на месте происшествия делать снимки, запечатлевающие человеческие эмоции. Но не вторгайтесь на чью-то частную территорию и не нарушайте покой тех, кто переживает обрушившееся на них горе.
5. Помните, что вы — люди, обладающие эмоциями и обязанные позаботиться о своем душевном состоянии. Признайтесь в своих чувствах, поделитесь увиденным и пережитым с надёжным другом или коллегой. Напишите об этом. Замените ужасающие сцены чем-то позитивным. Старайтесь сформировать у себя ежедневные полезные привычки. Доктор Илейна Ньюмэн, клинический психолог, сделавшая обзор 800 фотожурналистов, говорила на конференции Национальной ассоциации фотожурналистов Америки: «За возможность быть свидетелем смерти или ранения приходится дорого платить. Чем дольше это длится, тем выше плата. Чем больше подобных заданий получают журналисты, тем выше для них опасность психологических последствий.» Если ваши проблемы становятся непреодолимыми, не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью.