Отмена запрета на рекламу алкоголя может увеличить рекламные доходы СМИ на 10-20%

Государство хочет поддержать печатные СМИ и алкогольных производителей. Возвращение рекламы алкоголя может принести отрасли 1—2 млрд рублей. Правда, речь скорее идёт о поддержке элитных журналов.

Накануне руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев допустил в условиях кризиса возврат рекламы алкоголя в Интернет и печатные СМИ. Ранее в СМИ сообщали, что Минэкономразвития РФ может рассмотреть отмену запрета на рекламу алкоголя по просьбе его производителей.

— Если чуть-чуть, то, наверное, в экономический кризис можно поддержать печатные издания. В журналах и газетах — это ограничение площади рекламы алкоголя. Что касается интернет-изданий, наверно, можно говорить о видах рекламы: что можно, что нельзя, крепких, некрепких алкогольных напитках, — считает глава ФАС.

Кстати, насчёт увеличения рекламных площадей в печатных СМИ государство тоже подумало: 22 сентября премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что правительство на заседании рассмотрело поправки в законодательство, увеличивающие объём рекламы в печатных СМИ с 40 до 45% печатной площади.

— Время сейчас не самое простое и для СМИ. Им не всегда легко, поэтому мы дадим возможность больше получать им денег, больше зарабатывать, — заявил он.

Падение печати

Полный запрет рекламы алкоголя в России появился в 2013 году. Это совпало с катастрофическим падением доходов печатных СМИ. В начале 2000-х почти половина рекламного рынка приходилась на них, но с 2013 года она начала сокращаться, и сейчас на бумажные СМИ приходится менее 7% рынка рекламы.

— Российский рынок рекламы сильно зарегулирован. Пожалуй, имеет беспрецедентные ограничения. Таких нет нигде в мире, — говорит вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), президент РА «ИМА-пресс» Владимир Евстафьев. — Но разрешение, о котором говорит ФАС, почти не скажется на доходах интернет-СМИ, зато сильно повлияет на глянцевые журналы или деловые издания. Как правило, никто не будет вкладывать деньги в рекламу некачественного алкоголя, поэтому этот рынок поделён между элитными марками коньяка, водки, шампанского, вермутов и т.п.

По оценкам Евстафьева, после смены запрета печатные СМИ получат 10—20% притока рекламных средств.

По оценкам АКАР, в первом полугодии доход печатных СМИ от рекламы упал на 13% и составил около 10 млрд рублей. Печатные СМИ — единственный источник информации, который показывает падение дохода последние 3—4 года. В целом объём рекламного рынка оценивается почти в 170 млрд рублей в России.

Кстати, даже в условиях запрета алкоголя практически везде, кроме мест его продажи, государству приходится поступаться принципами. К примеру, в 2018 году Россия примет чемпионат мира по футболу, официальными рекламными спонсорами которого (и некоторых команд-участников) являются пивные бренды. По условиям проведения ЧМ-2018, реклама пива появится во время проведения чемпионата. В 2016 году алкогольный напиток появился и во время чемпионата мира по хоккею.

Роспотребнадзор против

На слова Артемьева сразу отреагировал Роспотребнадзор. Возвращение рекламы алкогольной продукции в СМИ недопустимо, заявила глава ведомства Анна Попова. По её мнению, запрет рекламы алкоголя привёл к снижению его употребления, особенно среди подростков.

Действительно, официальная статистика говорит о снижении. По словам директора Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России Татьяны Клименко, в 2009 году официальная цифра потребления алкоголя в России равнялась 18 литрам абсолютного алкоголя на человека. А в 2015 году этот показатель снизился до 13,5—14 литров.

Однако, как показывают данные Росалкогольрегулирования, взамен качественного алкоголя россияне в условиях снижения доходов всё чаще прибегают к контрафакту: с начала 2016 года было выявлено и ликвидировано более 100 нелегальных заводов и цехов представителями. Результаты проверок в январе-сентябре текущего года превысили аналогичные показатели за весь 2015 год.

В ходе контрольных мероприятий на подпольных производствах обнаружено, арестовано и изъято более 33 миллионов литров нелегальной продукции, а также свыше 7 миллионов поддельных акцизных марок.

Ольга Плотонова

Источник: L!FE

Оригинальный заголовок: Возвращение рекламы алкоголя может принести СМИ 1—2 млрд рублей в год
ARPP