«Печатные СМИ имеют перспективы в обозримом будущем». Леонид Левин — о злободневных вопросах издательской отрасли

В ходе первого пленарного заседания Госдумы седьмого созыва, состоявшегося 5 октября с.г., депутат от «Справедливой России» Леонид Левин вновь был избран руководителем Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Каковы перспективы возврата в печать рекламы алкоголя, почему на местах не выполняется приказ Минкомсвязи №197 и какие шаги, направленные на улучшение положения СМИ, планирует совершить комитет — обо всем этом Леонид Левин рассказал в беседе с главным редактором PlanetaSMI.RU Евгенией Трушиной.

— Леонид Леонидович, сегодня печатные СМИ переживают нелегкие времена. Как вы считаете, что может стать спасательным кругом для газет и журналов?

— Различные формы кооперации в обмене актуальным содержанием и рекламой, представляемые возможностями современных технологий. Только использование уникального, учитывающего локальные аудитории контента и возможностей по донесению его до заинтересованного читателя на основе интернет-технологий позволяет выжить печатным СМИ в условиях сравнительной дороговизны процессов печати и доставки.

— В последние дни в СМИ развернулась дискуссия о возможном возврате рекламы алкогольной продукции в печатные СМИ. Есть ли шанс на возврат этого вида рекламы? И каково ваше мнение: что вообще можно допускать к рекламе в печати, а что нет?

— Вопрос, что допускать к рекламе в любом случае (в том числе и не таком остром как реклама алкоголя) требует диалога с привлечением экспертов из всех затрагиваемых областей общественной жизни. Разумеется, в текущих экономических условиях надо искать любые возможности поддержки СМИ, и разрешение рекламы дорогого алкоголя с этой точки зрения представляется логичным шагом. Но в то же время общество негативно воспринимает любую популяризацию алкоголя, в том числе и через рекламу. Депутаты в этом плане следуют за обществом и рассчитывать, что они легко согласятся с такими послаблениями, крайне сомнительно.

— На заседаниях в Общественной палате не раз звучала критика в адрес Государственной Думы шестого созыва: во время ее работы было принято более 80 законов, в той или иной степени ухудшавших положение СМИ. На ваш взгляд: что сегодня должно поменяться в законодательной базе для облегчения положения издательской отрасли?

— Это должно быть предметом широкого обсуждения, которое должно включать учёт мнения в первую очередь основного субъекта медиапространства — читателя, зрителя. У нас при комитете в последние полтора года прошлого созыва эффективно работал экспертный совет. Все законопроекты обсуждались со специалистами заинтересованных отраслей и потребителями. В результате, нам удалось отклонить порядка десятка проектов, серьёзно осложнявших жизнь медиаотрасли, и смягчить многие другие. Мы продолжим привлекать профессионалов для обсуждений непосредственно в комитете, это важнейший механизм создания разумного и устойчивого законодательства.

— Вот сейчас, например, в Госдуму внесен законопроект об увеличении рекламы в газетах и журналах до 45%. Часть издателей относится к нему более чем скептически: они даже разрешенные 40% не набирают… Ваше мнение: каковы реальные перспективы закона? Он действительно может помочь отрасли?

— Это вопрос общего состояния нашей экономики. Если мы успешно войдём в новую интернет-экономику, где печатные СМИ смогут эффективно обмениваться актуальным содержанием, где появится огромное количество импортозамещающих производств, заинтересованных в целевой рекламе в печатных СМИ, то этот законопроект может оказаться полезным для издателей. Рост размещения рекламы зависит и от механизмов ценообразования. Применяя новые технологии, можно добиться конкурентного по отношению к другим СМИ ценового предложения. Инициатива увеличения рекламных площадей входила в пакет предложений отрасли по улучшению положения СМИ, и была первой одобрена правительством.

— Не менее остро, чем реклама, стоит перед издателями вопрос с распространением. Киосков печати по разным, в том числе и административным, причинам в стране становится все меньше. Хотя несколько лет назад Минкомсвязи выпустило приказ №197, регламентирующий количество газетных киосков на душу населения, однако он носит рекомендательный характер, и на местах чаще всего не выполняется. Можно ли закрепить рекомендации Минкомсвязи на законодательном уровне? Что вообще можно предпринять для содействия развитию системы распространения печати?

— Опыт приказа №197 показывает, что, как мы и предполагали, сами по себе рекомендации не имеют решающего значения. Тем более, если пытаться вывести их на уровень федерального законодательства, то можно скорее дискредитировать закон, чем добиться улучшения положения СМИ. Сначала нужно добиться заинтересованности муниципальных властей в существовании киосков и иных точек продаж, а потом уже добиваться выполнения ими нормативов. Это возможно только если опираться на мнение значимых групп населения. Собрать, изложить и донести это мнение — профессиональная обязанность самих СМИ. Если в обществе существует обоснованный запрос на точки продаж печатной продукции, профессиональным СМИ посильно обосновать это муниципалитетам, и, соответственно, заинтересовать в реализации нормативов по числу точек.

— В последние годы все только и говорят, что о смерти газет из-за развития Интернета. Вы согласны с этими утверждениями? Что ждет печатные СМИ?

— Не могу с этим согласиться. Печатные СМИ — те участники рынка, кто умеет адаптироваться к новым технологиям, имеет реальные примеры успешной работы сейчас и перспективы в обозримом будущем. На примере Пензенской области, где я был избран по одномандатному округу, могу сказать, что районная газета часто является единственным авторитетным источником информации, и фактически не имеет серьёзных конкурентов. Такие издания более авторитетны в глазах читателей, чем федеральные или областные СМИ, и имеют наибольшие преимущества в адаптации к новой информационной реальности.

Источник: PlanetaSMI.RU
ARPP