«У нас нет задачи прекратить в России работу иностранных СМИ», — Алексей Волин
Замминистра связи РФ Алексей Волин — об антирейтинге российских СМИ и отношениях с зарубежными медиа.
В Екатеринбурге 11-12 ноября проходит форум развития региональных СМИ, гостем и одним из главных спикеров которого стал замминистра связи РФ Алексей Волин. В конце первого дня форума он осмотрел Дом журналистов, который должен разместиться в бывшем особняке-усадьбе XIX века, и восхитился изящностью реставрационных работ. Во время экскурсии Волин также нашел время, чтобы ответить на вопросы Znak.com, и рассказал, почему не хочет лично составлять антирейтинг российских СМИ, нарушающих нормы русского языка, как складываются отношения с CNN, что могут сделать американские власти для иностранных медиакомпаний, работающих в России, а также рассказал о конфликте региональных СМИ с «Почтой России» по поводу подписки.
— Вы уже начали составлять обещанный антирейтинг «подлецов», куда войдут российские СМИ, нарушающие нормы русского языка?
— Антирейтинг составляем не мы. Его должны составить представители института русского языка имени Пушкина и ученые-филологи. Мы выступили с идеей создания рейтинга, потому что количество ошибок в отечественных СМИ зашкаливает. Дикторы неправильно ставят ударения, журналисты пишут с грамматическими, орфографическими ошибками, неправильно пишутся названия зарубежных стран и городов. Я недавно посмотрел ради интереса: примерно в половине СМИ страну Таиланд пишут с грубой орфографической ошибкой — через «й».
— Какие СМИ вы бы внесли в антирейтинг?
— Я не считаю себя большим специалистом филологом, поэтому до того, как самому раздавать эпитеты и определения как лестные, так и нелестные, я хотел бы услышать мнение профессиональной общественности. Потому что превращать рейтинг и антирейтинг СМИ в элемент административного давления я не хочу. Я хочу, чтобы всем воздано по справедливости. Для этого нам нужна точка зрения экспертов.
— На днях представители CNN объявили о решении прекратить вещание канала в российских кабельных сетях. Как вы к этому относитесь?
— Мы уже сделали заявление от министерства, суть которого сводится к тому, что никаких юридических оснований для того, чтобы канал CNN уходил с российского рынка, нет. Российские законы позволяют каналу продолжать вещание. Если представители CNN не знают, как это сделать, пусть приходят к нам, мы их бесплатно проконсультируем.
— Недавно Госдума приняла закон, ограничивающий долю иностранного капитала в российских СМИ на уровне 20%. Зачем это было нужно?
— Надо четко разделять два вопроса. Первый — работа иностранных СМИ в России. Работе иностранных СМИ в России ничего не мешает, мы являемся сторонниками того, чтобы российские граждане имели доступ к разным источникам информации, в том числе и иностранным.
Второй вопрос — закон, ограничивающий долю иностранного капитала в российских СМИ. Этот закон был принят в достаточно эмоциональной обстановке, и мы понимаем, что двигало депутатами Госдумы. В момент обсуждения этого закона мы говорили точку зрения министерства. Она заключается в том, что и без принятия такого закона мы могли обеспечить информационную безопасность РФ. Но в условиях санкций, ограничений российского бизнеса за рубежом, депутаты Госдумы, руководствуясь в значительной степени общественными настроениями, приняли закон об ограничении иностранного влияния. Ситуация не смертельная. Многие эти СМИ совершенно спокойно могут продолжить свою работу.
— Каким образом?
— У нас нет задачи прекратить в России работу иностранных СМИ. Более того, принимая законопроект об ограничении иностранного капитала в российских СМИ, депутаты Госдумы не говорили, что их цель — запретить хождение иностранных СМИ в России. Они говорили, что их задача — обеспечить независимость информационной политики от иностранного владения. Эту задачу закон решает. Но это не значит, что из России уйдут Tatler, Cosmopolitan или кто-то еще, потому что есть другие способы работы.
Во-первых, есть возможность работы по лицензионному соглашению, когда создается российское юрлицо, которое покупает контент. Есть и второй способ, о котором мы неоднократно говорили нашим зарубежным партнерам. В законе четко прописано, что исключения могут быть сделаны в случае международных договоренностей с участием РФ. Если зарубежные правительства тех стран, которым принадлежат крупные корпорации, предложат России заключить с ними двухстороннее соглашение о поощрении инвестиций в медиаотрасль, мы готовы вести с ними переговоры и заключать подобного рода соглашения. Но как говорил [бывший президент США] Рональд Рейган, для танго нужно два партнера. Мы готовы. Если правительство США, Великобритании, Германии заботится о своем медийном бизнесе, пускай они проявят эту заботу. Будет странно, если российское правительство будет заботиться о развитии американского или британского бизнеса больше, чем правительства этих стран.
— На пленарном заседании форума развития региональных СМИ вы говорили, о том, что пока «Почта России» монополист, стоимость подписки для местных
СМИ снизить не удастся. Значит должен появиться конкурент. Это будет еще одно государственное предприятие?
— Я категорически против того, чтобы это была государственная структура. У нас существует гигантский рынок подписки. На этом рынке крутятся очень большие деньги. Сегодня представители СМИ говорят, что та услуга, которую оказывает «Почта России», столько не стоит. Если она стоит меньше, значит, должны быть структуры, которые могут оказать эту услугу дешевле, забрать деньги, которые СМИ готовы платить за подписку, и разорить «Почту России».
— Государство будет поддерживать такие частные компании, например, субсидиями?
— Государство не поддерживает субсидиями «Почту России», и точно не будет поддерживать субсидиями эти компании. Но государство не будет им мешать. Если кто-то задирает цену, должен появиться тот, кто предложит реальную рыночную цену. Мы будем это приветствовать.
Мария Плюснина